Не все люди рисковали вступать в контакт с сильными духами, а лишь некоторые – обладающие тайными силами и знаниями. В Сибири таких людей называли шаманами. Шаман на одном из древних сибирских языков означает "одержимый, неистовый". Это неслучайно. Шаманы били в бубен, собирая вокруг себя духов, и в танце общались с ними. Делали они это столь яростно, что доводили себя до полуобморочного состояния.
Шаманы не были обманщиками, они верили в свой особенный дар. Да и действительно они многое умели. Они были искусными лекарями, знали полезные свойства растений, готовили лечебные отвары. Некоторые шаманы владели гипнозом и внушали людям веру в собственные силы, исцеляя несчастных. Шаманы в Сибири были первыми музыкантами. Шаманский танец был целым спектаклем. Они очень необычно одевались. В своем наряде шаман становился похож на какого-нибудь зверя или птицу – своего мифического предка. В танце он имитировал голоса животных и их повадки. На плащ нашивались различные амулеты. У каждого шамана были свои магические предметы, которые помогали связываться с духами.
Люди верили, что сильный шаман может не только говорить с духами, но при необходимости и сражаться с ними. Поэтому в обрядах многие шаманы использовали боевые луки, копья, сабли, плети.
Шаманы играли в древнем обществе исключительно важную роль. Ни одно большое дело не начиналось без их одобрения. Они предсказывали погоду, указывали лучшее место для охоты, помогали при родах, устраивали похороны, были во главе праздников и жертвоприношений духам.
Шаманство - одна из древнейших религиозных систем. В Сибири оно было распространено повсеместно и существовало вплоть до 20 века, а у некоторых народов практикуется и сейчас. У американских индейцев тоже распространено шаманство. Не исключено, что когда сибиряки переселялись на Американский континент шаманство у них уже существовало.
В конце 20-х - начале 30-х годов нашего века советское правительство развернуло активную антирелигиозную деятельность. В результате сибирский шаманизм практически полность был уничтожен. У шаманов отбирали ритуальные принадлежности, запрещали камлать, ссылали и сажали в лагеря, некоторых устраняли физически. Только немногие, живущие в самых отдаленных районах продолжали свою деятельность.
Как ни странно именно в это время началось активное изучение шаманизма учеными-этнографами. За годы гонений на шаманов многие музейные коллекции пополнились шаманскими атрибутами, которые и ныне являются гордостью музейных собраний. Исследователи сделали множество снимков последних сибирских шаманов, записали их рассказы и присутствовали на камланиях и праздниках и подробно описали их. Благодаря этому про сибирский шаманизм известно достаточно много. Все снимки шаманов, их костюмов и бубнов, которые вы встретите на наших страницах, хранятся в Новосибирском музее. Все это предметы приобретенны в 20-30-е годы.
С 90-х годов шаманизм в Сибири вновь возрождается. В некоторых национальных республиках появились практикующие шаманы и шаманизм стал вновь претендовать на роль господствующего мировоззрения в обществе. Например в республиках Бурятия и Тува шаманизм признан национальной религией. Здесь созданы шаманские общества, проходят публичные шаманские сеансы. Камлания происходят даже в кабинетах министров и президентов.