Шавлинские озера – Мажой – Каракабак

  • Страница 1 из 10
  • 1
  • 2
  • 3
  • 9
  • 10
  • »
Форум » Сибирские экспедиции, путешествия, активный отдых. » Вопросы по маршруту » Шавлинские озера – Мажой – Каракабак (путеводитель от Умного Кролика)
Шавлинские озера – Мажой – Каракабак
Сергей-Колотов Автор 02.05.2013 / 11:33 / Сообщение 1
Оффлайн
Сообщений: 6473
Награды: 10
Репутация: 207
Спасибо за внимание, уважаемые собратья-туристы. Надеюсь, вы найдете в этом длинном опусе что-нибудь полезное для себя.

Это – второй вариант путеводителя. Первый был создан в 2006 году и включён в состав компакт-диска «Слайд-путешествия по Горному Алтаю». После доработки путеводитель впервые был опубликован в Интернете на сайте MountainAltai.Ru в мае 2010 года. Сейчас, спустя год, автор решил, что имеет смысл его значительно переделать, кое-что сократить, а также дополнить новым материалом.

У. Крол,
он же - Анатолий Шодоев (г. Горно-Алтайск).

shodoev@rambler.ru

От себя (Сергея Колотова), хочу сказать: в путеводители используются фото, чтоб посмотреть их в крупном масштабе - просто нажмите на само изображение.



ЭТОТ ПУТЕВОДИТЕЛЬ НУЖЕН ВАМ, ЕСЛИ…
…вы хотите самостоятельно планировать туристский маршрут.
…вы поняли, что чтение туристских отчетов не дает достаточной информации о маршруте, его особенностях и
достопримечательностях.
…вы хотите в своём походе на Шавлинские озёра посетить всё, что достойно
внимания.


Безусловно, основной читатель путеводителя – самодеятельный турист, хотя, возможно, этот
материал окажется полезным и для гида-инструктора, который
водит организованные группы.

Путеводитель основан на личном опыте автора. Возможно, моё мнение по некоторым
вопросам, касающимся маршрута, не совпадет с мнением опытных
туристов. Что ж, с удовольствием познакомлюсь с их
комментариями и замечаниями. И постараюсь ответить на
возникшие у читателей вопросы.

Путеводитель содержит также кое-какие полезные советы. Ориентируюсь я на начинающего
туриста с минимальными знаниями и навыками. Поэтому объясняю
некоторые элементарные вещи и даже привожу несколько
поучительных примеров собственных ошибок и неуда


Администратор сайта http://ligis.ru
Сергей-Колотов Автор 02.05.2013 / 11:34 / Сообщение 2
Оффлайн
Сообщений: 6473
Награды: 10
Репутация: 207
О КАРТЕ

Карта-схема составлена на основе 1-километровой карты Республики Алтай (взятой с этого
сайта), с авторскими поправками и дополнениями. Чтобы
облегчить восприятие карты, я её значительно упростил (убрал,
в частности, горизонтали рельефа и некоторые обозначения), но
при этом сохранил точное положение рек, ручьев, озер и горных
вершин, а также границы леса. Добавил большие туристские
стоянки и некоторые перевалы.

Если, не меняя общего размера изображения в пикселях, установить разрешение 200
пикселей на дюйм, то карта будет иметь масштаб 1 км в 1 см и
может быть распечатана на листе формата А3. Если нет большого
принтера, откройте карту-схему в Фотошопе и разрежьте её на
две части, каждую из которых можно распечатать на листе
А4.



Карта-схема


В описании маршрута часто встречаются выражения типа «правый берег реки». Напомню,
что во избежание путаницы общепринято определять правый и
левый берег орографически. Это значит, что мы должны (в
реальности или мысленно на карте) встать лицом вниз по течению
реки, тогда правая рука покажет правый берег, а левая –
соответственно, левый. Аналогично можно говорить о правом или
левом береге озера, если оно проточное: река из него вытекает,
стало быть, мы тоже можем встать лицом по направлению течения.


Администратор сайта http://ligis.ru
Сергей-Колотов Автор 02.05.2013 / 11:35 / Сообщение 3
Оффлайн
Сообщений: 6473
Награды: 10
Репутация: 207
КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О МАРШРУТЕ

В путеводителе более или менее подробно описаны:
(часть 1) поход от села Чибит через некатегорийный перевал Орой к озеру
Шавло.
(часть 2) разнообразные однодневные радиальные выходы в районе Шавлинских озер;
(часть 3) переход через перевал Нижнешавлинский (1Б) в долину реки Мажой
(часть 4) туристские объекты Мажойской долины
(часть 5) посещение урочища Каракабак.
(часть 6) Еще несколько советов
Если вы посетите только Шавлинские озёра, то уложитесь в 7 – 8 дней. Для полного путешествия по
маршруту Чибит – Шавло – Мажой – Каракабак – Чибит вам
потребуется 12 – 14 дней. Можно сократить это время, уменьшив
число радиальных
выходов.


Администратор сайта http://ligis.ru
Сергей-Колотов Автор 02.05.2013 / 11:36 / Сообщение 4
Оффлайн
Сообщений: 6473
Награды: 10
Репутация: 207
СНАРЯЖЕНИЕ

Напомню, что летом в горах Алтая существует резкий контраст температур. В середине
дня нередко можно ходить совершенно раздетым, а вечером
приходится основательно утепляться. При непогоде даже днем
иногда может сыпать снежок, а ночью температура падать ниже
нуля. Впрочем, на Шавлинских озерах в течение лета такие
неприятности бывают не часто. Итак, вам
понадобятся:

Рюкзак объемом 80 – 120 л, палатка, каремат, достаточно теплый спальник (как минимум, позволяющий
комфортно спать при температуре +5 градусов), трекинговая
палка (альпеншток).

Комплекты одежды: 1) походная одежда (шорты и футболки, спортивный костюм); 2) на случай
непогоды и похолодания (непродуваемая куртка, теплый свитер,
спортивная шапка) 3) для сна (теплое белье или спортивный
костюм из хлопка).

Замечу, что опытные туристы рекомендуют также для пребывания на стоянке холодным вечером и
утром теплую куртку (пуховик). Вещь, конечно, хорошая, можно
взять, если объем рюкзака позволяет.


Администратор сайта http://ligis.ru
Сергей-Колотов Автор 02.05.2013 / 11:37 / Сообщение 5
Оффлайн
Сообщений: 6473
Награды: 10
Репутация: 207
Обувь: 1) походная (кроссовки или ботинки); 2) бивачная (легкие
кроссовки)

Запас носков и стелек для обуви.

КЛМН (кружка, ложка, миска, нож).

Пара котелков (я обхожусь одним, последовательно используя его для готовки супа или
каши, а затем чая.)

Запас продуктов на весь период похода.

Карта, ручка и записная книжка, часы, иголка и нитки, спички, мыло и зубная щетка, полотенца (для рук и для
ног), туалетная бумага, емкость для воды (я беру простую
пластиковую бутылку на 0,5 литра).

Мини-аптечка (у меня она небольшая: лейкопластырь, вата, медицинский клей,
мазь для заживления ран, пинцет, ножницы, раствор для
дезинфекции – перекись водорода, одеколон или водка).


Солнцезащитные очки + футляр, кепка. А на случай дождя - накидка из полиэтилена.

Замечу, что я все вещи в рюкзаке укладываю в прочные полиэтиленовые мешочки, чтобы
избежать промокания во время дождя.

Я перечислил необходимый минимум. Многие берут в поход фото- и
видеоаппаратуру, к которой необходимо достаточное количество
аккумуляторов и значительный объем памяти. В последнее время
все чаще люди берут навигатор, правда, как явствует из
туристских отчетов, карты для него устарели и не всегда
соответствуют современному состоянию маршрута (например, на
карте нанесены старые тропы 50-летней давности). Сам я беру
еще бельевую веревку (чтобы на ней развешивать одежду для
просушки), налобный фонарик, хозяйственные перчатки, рюкзачок
для радиальных выходов, компас, а вдобавок к питанию -
мультивитамины и БАДы. Можно назвать еще кое-какие полезные
вещи, которые не мешало бы взять с собой, но есть неприятная
зависимость: чем их больше, тем тяжелее рюкзак и тем труднее и
дольше упаковывать его по утрам. Так что приходится вводить
разумное самоограничение…


Администратор сайта http://ligis.ru
Сергей-Колотов Автор 02.05.2013 / 11:38 / Сообщение 6
Оффлайн
Сообщений: 6473
Награды: 10
Репутация: 207
ПОДЪЕЗД К НАЧАЛУ МАРШРУТА

До села Чибит можно добраться только автотранспортом. Возможны три основных варианта:
а) от Новосибирска, Барнаула или Бийска до Чибита на автомашине
туристской или транспортной фирмы (так называемая заброска).
Это достаточно удобный и комфортный вариант, обычно
предусматривающий несколько остановок на Чуйском тракте вблизи
интересных туристских объектов. Удобно то, что можно заказать
транспорт на обратный путь (это уже будет выброска). Минус:
приходится платить еще и за прогон автомобиля
порожняком.
б) на своей машине, которую можно оставить в кемпинге «Кочевник» вблизи Чибита или у местных жителей в
самом селе. Плюс: полная свобода действий в пути, возможность
остановки у всех живописных и интересных объектов вдоль
Чуйского тракта. Очевидный минус – расходы на бензин.
в) добираться с пересадками, используя рейсовый транспорт или
такси. Есть автобус Барнаул – Кош-Агач. Другой вариант:
доехать сначала до Горно-Алтайска, а оттуда непосредственно до
Чибита вас могут доставить рейсовые автобусы («Газель»):
Горно-Алтайск – Улаган и Горно-Алтайск – Кош-Агач. Минусы:
потеря времени на ожидание транспорта; в пути не будет
остановок, кроме как на обед в придорожном кафе; проблемы с
выездом
обратно.


Администратор сайта http://ligis.ru
Сергей-Колотов Автор 02.05.2013 / 11:39 / Сообщение 7
Оффлайн
Сообщений: 6473
Награды: 10
Репутация: 207

Часть 1. Описание маршрута Чибит – Шавлинские озера


ПЕРВЫЙ ДЕНЬ. НАЧАЛО ПОХОДА

1. По Чуйскому тракту

Советую заранее приобрести книгу-путеводитель, в которой описаны
основные достопримечательности Чуйского тракта. Конечно, нужна
и соответствующая карта, по которой вы сможете отслеживать
свой путь.

Кстати, имейте в виду, что Чуйским трактом всегда называли дорогу от города Бийска до населенного пункта
Ташанта на границе с Монголией. Но в связи с тем, что сейчас
отсчет расстояния по километровым столбам идет от
Новосибирска, а не от Бийска, в обиход начинает входить
представление о Чуйском тракте как о дороге Новосибирск –
Ташанта. Поэтому выражение «470-й километр Чуйского тракта»
сейчас можно понимать по-разному. Так что для определенности
лучше все-таки вести отсчет от Новосибирска и говорить:
такой-то километр трассы М-52. Это будет пониматься
однозначно.

Если вы путешествуете на своей машине, то, как фотограф, рекомендую сделать остановки с целью пейзажной
фотосъемки в следующих живописных местах:



Администратор сайта http://ligis.ru
Сергей-Колотов Автор 02.05.2013 / 11:40 / Сообщение 8
Оффлайн
Сообщений: 6473
Награды: 10
Репутация: 207
1. Через 15 км после села Манжерок с левой стороны дороги будет
местечко под названием Аржан-Суу (там длинный ряд торговых
палаток с сувенирами, ручей и небольшое здание кафе, сложенное
из камня). Проезжайте дальше – и через несколько минут справа
от дороги появится березовая рощица. Если пройти через нее на
берег Катуни, вы окажетесь напротив мощного скалистого
массива, знаменитого тем, что в недрах его кроется множество
пещер. Это так называемые Тавдинские пещеры (несколько
отверстий-входов вы сможете увидеть со своего берега).
2. Через 23 км после села Онгудай дорога серпантином лезет в
гору, это начинается знаменитый перевал Чике-Таман. Его
характерная особенность - впечатляющие скальные обрывы,
которые сопровождают машину в течение подъема и спуска.
3. В дальнейшем Чуйский тракт вновь выходит на берег Катуни.
Здесь, на протяжении нескольких километров, между двумя ее
притоками – Большим Яломаном и Малым Яломаном идет целая
череда бомов – высоких отвесных скальных обрывов.
4. Интересный ландшафт ждет вас в месте слияния двух крупнейших
рек Горного Алтая – Катуни и Чуи. Алтайское население считает
это место особенным, священным. Возможно, и вы почувствуете
там какую-то особую энергетику.
5. Через 9 км вверх по Чуйскому тракту от места слияния Чуи и Катуни, на 719-м км
трассы М-52, слева от дороги будут внешне ничем не
примечательные приземистые скалы. Это, однако, не что иное,
как всемирно известный комплекс петроглифов – Калбак-Таш.
Здесь археологами обнаружено и описано несколько тысяч
наскальных рисунков, относящихся к разным историческим эпохам.

6. Самый грандиозный скальный массив на Чуйском тракте – это Белый Бом на берегу Чуи. Протяженность его около 2
километров, и в старые времена это был самый труднопроходимый
участок Чуйского тракта. Советую потратить время на фотосъемку
и попытаться на своем снимке передать мощь этого впечатляющего
природного образования.
7. На 760-м километре трассы М52 вы увидите водопад, который находится совсем близко от дороги.
Чтобы добраться до него, потребуется меньше 10 минут. Это
водопад Ширлак (Девичьи слезы), высотой около 8 м. Здесь же
над трактом возвышается эффектный скальный утес, есть место
для стоянки автомашин и для отдыха людей.


Администратор сайта http://ligis.ru
Сергей-Колотов Автор 02.05.2013 / 11:40 / Сообщение 9
Оффлайн
Сообщений: 6473
Награды: 10
Репутация: 207
2. Переправа через Чую.

С этого начинается пешеходная часть маршрута. У вас есть выбор: а) нижний мост, который
находится не доезжая 4 км до с. Чибит. б) верхний мост
(пешеходный), находящийся напротив устья ручья Орой, в 4 км за
с.Чибит.

Верхний мост нынешним летом (2011 г) отремонтировали. Поэтому по нижнему мосту теперь имеет смысл
идти только в таких случаях: если у вас режим жесткой экономии
финансов (так как проход по верхнему мосту платный), или если
вы хотите посетить водопад, который находится в 2,5 км ниже по
течению Чуи, на её левом притоке. Или, наконец, если вы
мазохист, желающий для своей услады пройти под полным рюкзаком
лишние 7 - 8 км.


Администратор сайта http://ligis.ru
Сергей-Колотов Автор 02.05.2013 / 11:42 / Сообщение 10
Оффлайн
Сообщений: 6473
Награды: 10
Репутация: 207
а) По нижнему мосту

Перейдя по старому мосту (на карте обозначен М1) на другой берег и оставив дежурного (бросать вещи без
присмотра не стоит, потому что деревня недалеко), потратьте
полтора часа на прогулку к водопаду. К нему ведет грунтовая
дорога. Водопад находится на речке Верхняя Карасу и носит
название Чибитский. Возле водопада есть костровище и место для
палаток. Кстати, водопад можно увидеть издалека с Чуйского
тракта прямо из машины или автобуса.

А хотите одним выстрелом убить сразу двух зайцев? Тогда сходите ещё к одному
водопаду. Он находится на речке Нижняя Карасу. Там грунтовая
дорога кончается; к водопаду надо подниматься по узкой
тропинке до удобной и просторной смотровой
площадки.

Вернувшись к мосту, имеет смысл отправляться в путь, только если до темноты еще не меньше 3 часов, так как
ночевать вам надо у ручья Орой, а туда идти почти 8 км. Там
удобное, просторное место для стоянки (а до этого, на крутом
склоне, трудно найти мало-мальски пригодное место даже для
одной палатки). Кроме того, вплоть до р. Орой вы не встретите
ни одного ручейка. Так что, если время уже близится к вечеру,
лучше заночевать у моста. Но в нашем путеводителе для
определенности будем считать, что запас времени у вас есть.
Итак…

От моста идём по грунтовой дороге влево. Через 5 минут путь преграждает небольшая протока. Она не широкая, но
по виду довольно глубокая. Поэтому я никогда не пытался ее
перебрести, а обходил, поднимаясь направо на крутой склон
горы.


Администратор сайта http://ligis.ru
Сергей-Колотов Автор 02.05.2013 / 11:43 / Сообщение 11
Оффлайн
Сообщений: 6473
Награды: 10
Репутация: 207
Дальше дорога идет по террасе вдоль Чуи, на значительном расстоянии от реки. Слева на другом берегу
вдалеке просматривается село Чибит. А на этом берегу мы вскоре
видим пару домиков каких-то отшельников. Пройдя мимо них,
можно идти дальше по дороге, а можно свернуть с дороги на
тропу вправо – думаю, что этот путь немного короче. Тропа идет
то по лесу, то по зарослям кустарника и приводит на высокий
холм над крутым изгибом Чуи. Слышен шум реки, видны отвесные
скалы противоположного берега, а вот самого речного потока
почти не видно. Время движения от моста до этой точки около 50
мин (запомните: здесь и везде в дальнейшем я указываю чистое
время, т.е. без учета перерывов на отдых, еду, фотосъемку и
т.п.).

Здесь заканчивается относительно ровная местность, дальше мы пойдем по покрытому лесом крутому борту
долины Чуи. Итак, снова движемся по лесу, выходим на горный
склон, слева внизу под нами временами просматривается ущелье с
отвесными скалистыми берегами, где шумит бурная, с мощными
порогами река.

На этом участке есть пара крутых подъемов-спусков, которые в первый день похода на неопытных
туристов действуют просто убийственно. Помню, когда в 1998
году после многолетнего перерыва я снова встал под рюкзак, то
на этих изнурительных подъемах я всерьёз подумывал: похоже,
что я не готов к таким нагрузкам, лучше повернуть обратно и
уехать домой в Горно-Алтайск... К счастью, преодолел это
искушение и все-таки продолжил путь. К ручью Орой тогда до
темноты добраться не успел, пришлось палатку ставить прямо на
тропе…

Добавлю, что перед р. Орой склон горы заболочен, и если мы не хотим промочить ноги, надо не
пропустить ответвление тропы влево, по которому обходится
болото (я два раза попадал в это болото, пока не научился
ходить правильно). Свернув влево и выйдя из леса на открытое
место, мы, наконец, увидим издалека срывающийся с крутого
склона поток р. Орой и сможем уяснить в общих чертах суть
завтрашнего подъёма из долины Чуи.



Администратор сайта http://ligis.ru
Сергей-Колотов Автор 02.05.2013 / 11:43 / Сообщение 12
Оффлайн
Сообщений: 6473
Награды: 10
Репутация: 207
Затем тропа снова ныряет в лес и выходит к речке; переходим ее по
бревну и на другом берегу обнаруживаем стоянку. Это так
называемая нижняя стоянка на Орое (на карте обозначена
С2).

Наутро, покидая эту стоянку, не пытаемся идти вверх вдоль ручья (хотя именно туда в конечном итоге мы и
должны попасть), а идем по горизонтальной тропе, т.к.
необходимо сделать петлю, чтобы обойти многочисленные скальные
выходы. Мы идем по лесу, справа вверху виднеются скалы, а
слева внизу временами просматривается долина Чуи и
противоположный безлесный крутой склон, по которому высоко над
рекой вьется дорога (ведущая к Мажойскому мосту). Затем тропа
выводит нас на довольно крутые подъемы – и, обойдя скалы, мы
выходим к верхней стоянке на Орое. Весь этот участок пути
занимает обычно 1 час чистого времени.


Администратор сайта http://ligis.ru
Сергей-Колотов Автор 02.05.2013 / 11:44 / Сообщение 13
Оффлайн
Сообщений: 6473
Награды: 10
Репутация: 207
б) По верхнему (Оройскому) мосту

С Чуйского тракта в село Чибит входим (или въезжаем) по мосту через небольшую речку
Чибитку. Отсюда до Оройского моста через Чую около 4 км. Туда
ведет грунтовая дорога, далеко не высокого качества, местами
каменистая, что небезопасно для автомобиля с низкой посадкой.


Если у вас своя машина достаточно хорошей проходимости, вы можете забросить группу с рюкзаками до
Оройского моста, и пока народ ставит палатки, спуститься
обратно в деревню, найти двор, где можно оставить автомобиль
(это будет не трудно) и пешком подняться в лагерь, как раз к
ужину. В 2010 году наша группа оставила две машины в самом
последнем дворе на окраине деревни, и это стоило 80 руб в
сутки за 1 автомобиль. (В этом году местные жители запрашивают
уже по 100 рублей, а то и больше). Можно оставить машину в
кемпинге «Кочевник», но это прибавит вам еще 2 – 3 км пешего
хода.

Дорога идет довольно высоко и далеко от реки, поэтому мост (М2) с дороги не просматривается. Будьте
внимательны, не пропустите ветку, уходящую направо вниз к
мосту. Она для проезда малопригодна, поэтому разгружайтесь
здесь, вверху. Кстати, возникает вопрос, а куда же ведет
дорога, которая уходит по склону горы дальше? Она выводит к
другому мосту через Чую, который носит название Мажойский мост
(М3). В 2010 году он был разрушен паводком, но этим летом
восстановлен.

Вблизи Оройского моста места для стоянки нет. Для ночевки на этом берегу надо от дороги, ведущей вниз,
вернуться немного назад, чтобы выйти на относительно ровный
берег Чуи (на карте С1). За водой здесь ходить довольно
далеко, метров 300, частично по камням и скалам. Зато место
здесь живописное: выйдя к реке, вы увидите, что скальный
каньон Чуи выглядит весьма впечатляюще.



Администратор сайта http://ligis.ru
Сергей-Колотов Автор 02.05.2013 / 11:45 / Сообщение 14
Оффлайн
Сообщений: 6473
Награды: 10
Репутация: 207
ВТОРОЙ ДЕНЬ. ЧЕРЕЗ ПЕРЕВАЛ ОРОЙ

1. К верхней стоянке на р. Орой.

Подойдя утром к мосту и посмотрев снизу вверх на высокую гору, по которой нам сейчас предстоит
подняться от реки к верхней стоянке на Орое, мы, безусловно,
испытаем прилив энтузиазма и повышенное чувство самоуважения.


Пешеходный мост в течение 9 лет, вплоть до 2010 года, стоял в полуразрушенном состоянии, и при переходе необходимо
было проявлять большую аккуратность и осторожность и даже
некоторые навыки эквилибристики. Сейчас некий местный житель
его отремонтировал за свой счет и теперь за проход требует 100
рублей с человека (по другим данным, 50 руб). По отзывам
туристов, уже побывавших нынче здесь, «хозяин моста» полностью
перекрыл проход по мосту заграждением с воротами на замке, да
еще и колючую проволоку приспособил, чтобы не перелезли
поверху. Проблема в том, что он не сидит постоянно возле
моста, а живет и работает по хозяйству выше на склоне горы на
той стороне реки. Но от моста ничего не видно – прямой
видимости мешает лес… Так что остаются два варианта: а) самый
ловкий турист должен как-то исхитриться преодолеть
заграждение, дойти до домика и вызвать хозяина к мосту. б)
группе подняться по склону берега Чуи выше, вероятно, оттуда
откроется вид на домик – и кричать дружным и мощным хором, а
также махать руками и яркими предметами, чтобы вас
заметили…


Администратор сайта http://ligis.ru
Сергей-Колотов Автор 02.05.2013 / 11:46 / Сообщение 15
Оффлайн
Сообщений: 6473
Награды: 10
Репутация: 207
Итак, перейдя через мост, поднимаемся вверх по тропе (подъем довольно крутой). Лес заканчивается, мы
выходим на открытый травяной склон. На нем находятся маленький
дом, правее банька, ниже – хозяйственные постройки. Не доходя
до дома метров 100, от тропы уходит ветка влево, туда вам и
надо двигаться. Замечу, что подъём от моста до развилки
занимает 12 - 15 минут.

Между прочим, если подняться к домику, затем пройти между домом и баней и двинуться вверх по
тропе - то через 5 минут вы окажетесь на нижней стоянке на р.
Орой.

То есть, в принципе, ночевать можно там, а не на берегу Чуи. Но, по информации туристов, нынче идти туда
небезопасно из-за пары злобных собак, обитающих возле
домика.

А левая тропа плавно ползет вверх по склону горы и вскоре примыкает к той горизонтальной тропе, что идет
от нижней Оройской стоянки (постарайтесь запомнить это место,
чтобы на обратном пути не пропустить его и вовремя начать
спуск к мосту).

Горизонтальная тропа, как вам уже известно, в дальнейшем поворачивает вправо-вверх и начинает
свой подъем (местами крутой и тяжелый) в обход скал. В
конечном итоге (независимо от того, по какому мосту преодолели
Чую) мы выходим к верхней Оройской стоянке.


Администратор сайта http://ligis.ru
Форум » Сибирские экспедиции, путешествия, активный отдых. » Вопросы по маршруту » Шавлинские озера – Мажой – Каракабак (путеводитель от Умного Кролика)
  • Страница 1 из 10
  • 1
  • 2
  • 3
  • 9
  • 10
  • »
Поиск: