Турочакская писаница.

  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Модератор форума: Таёжник64, gunhild  
Форум » Алтай сакральный » Эзотерика Алтая » Турочакская писаница. (История открытия и описание.)
Турочакская писаница.
Чулышман Автор 30.10.2013 / 14:41 / Сообщение 1
Оффлайн
Сообщений: 8825
Награды: 33
Репутация: 860


В марте 1976 г. в Институт истории, филологии и философии СО АН СССР поступило сообщение от директора Бийского музея им. В. В. Виапки Б. X. Кадикова о том, что в районе с. Турочак Алтайского края в 60 км от Телецкого озера обнаружены наскальные изображения, выполненные красной охрой. Летом 1975 г. Б. X. Кадиков узнал от местных краеведов об этом факте и побывал на петроглифах. Однако детально обследовать писаницу не представлялось возможным, поскольку довольно быстрая и полноводная в этих местах р. Бия вплотную омывала скалы с изображениями. Но, несмотря на трудности, Б. X. Кадикову удалось зафиксировать несколько изображений и сфотографировать их.

До нас и ранее доходили отрывочные сведения о каких-то неизвестных ещё науке наскальных рисунках на р. Бия, но ясного представления о них не было, так как многие другие дела и поиски отвлекали внимание, в том числе изучение наскальных рисунков в различных районах обширного и во многом неизведанного Алтая. Теперь же мы получили прямое указание на район Турочака.

Уже словесное описание писаниц и просмотр фотографий, которые любезно предоставил нам Б. X. Кадиков, вызвали большой интерес, поскольку Турочакская писаница фактически выпадала из известного ранее круга алтайских петроглифов. Поэтому сразу же по получению известия от Б. X. Кадикова мы решили провести необходимые работы на писанице, тем более, что в зимний период по льду это можно было сделать значительно проще, чем летом.

Алтайский отряд, в состав которого помимо авторов настоящей статьи входили м. н. с. А. К. Кононацкий, художник 10. В. Гричан, фотограф В. П. Мыльников, шофёр А. В. Борисов, а также сотрудники Бийского и Горно-Алтайского музеев Б. X. Кадиков, Б. И. Лапшин и В. Н. Елин, выехал на место работ 8 марта 1976 г. Следует отметить, что время выбрано было кстати, ждать более уже было нельзя, переходя по льду р. Бию с правого берега на левый, где расположены писаные скалы, мы увидели, что под снегом уже течёт верховая вода, шли по этой воде. Местами же, ниже по течению, имелись открытые полыньи, над которыми поднимался пар.

При обследовании писаниц со льда выявлены еще 2 новые, ранее не известные композиции петроглифов.



Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 30.10.2013 / 15:02 / Сообщение 2
Оффлайн
Сообщений: 8825
Награды: 33
Репутация: 860
Отрядом в течепие трех дней была проведена калькировка всех рисунков, зарисовка их, выполнено фотографирование писаниц в цветном и черно-белом вариантах, составлено на месте, у скал, детальное описание петроглифов. Помимо этого снимался цветной фильм, па котором запечатлены как процесс работы над писаницей, так и, что особенно важно, сами петроглифы (поскольку сохранность писаницы крайне плохая и она продолжает разрушаться, съёмка такого фильма входила в прямые задачи отряда).

Турочакские писаницы расположены на левом берегу р. Бия, приблизительно в 5 км от одноименного села вверх по течению реки. Выше этого места Бия делает крутой поворот на Юг, и почти сразу за скалами с изображениями начинается довольно длинный порог, где река вообще не замерзает.

Рисунки расположены на двух соседствующих возвышенностях, точнее, на их скалистых обнажениях, направленных к реке на ЮВ и омываемых ею. Скалистый выход горы обрывается вертикально вниз и состоит из огромных гранитных глыб, образующих местами навесы и карнизы (рис. 2). Гранитная порода скал покрыта корочкой «загара» бурого, иногда рыжеватого, чорного или малинового цвета, поросла рыжеватыми мхами и лишайниками.




Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 30.10.2013 / 15:15 / Сообщение 3
Оффлайн
Сообщений: 8825
Награды: 33
Репутация: 860


 Схема расположения композиций рисунков на скалах №1 и №2

Рисунки наносились по «загару», и в тех местах, где тонкая корочка кристаллического гранита отслоилась, вместе с «загаром» осыпались и изображения. В результате на скальной поверхности образовались характерные пятна свежего, «незагорелого» гранита.

Рисунки сохранились плохо. Лишь верхняя композиция, расположенная на первой скале частично под защитой карниза, дошла до нас. Здесь охра свежее, местами имеет бордовую окраску. В нижних плоскостях охра сохранилась значительно хуже. Она светло-оранжевого цвета и местами пошла сильными потеками.

Рисунки, нанесённые на скалу № 1, условно разделены на 3 композиции (рис. 3).



Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 30.10.2013 / 15:21 / Сообщение 4
Оффлайн
Сообщений: 8825
Награды: 33
Репутация: 860
Композиция I состоит из трёх рисунков, расположена на юго-западной части скалы на высоте около 3,7 м от уровня ледового покрова реки. Композиция не защищена навесом, в связи с чем рисунки сохранились очень плохо.

Рисунок 1: расположен в верхней части композиции.
Совершенно не читаем. Сохранилось лишь несколько аморфных пятен охры, буро-оранжевого цвета.

Рисунок 2: (рис. 4, 2) расположен под первым рисунком. Изображение лося. Голова животного направлена на СВ. Она сплошь залита охрой. Туловище же животного обведено контурной линией. Голова лося несколько непропорционально массивна по отношению к туловищу. Нижняя губа отвисла. Уши большие, как бы настороженные. На холке прорисован небольшой выступ. Художником показана характерная «горбатая» спина лося. Передние ноги животного вытянуты вперед параллельно друг другу и целиком закрашены, очертания задних ног практически не сохранились. Животное показано в движении, скорее всего, бегущим. Цвет рисунка — буро-орашкевый.

Рисунок 3 данной композиции представляет собой довольно большое пятно охры аморфной формы. Границы пятна читаются с трудом. Цвет рисунка — буро-оранжевый.




Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 30.10.2013 / 16:05 / Сообщение 5
Оффлайн
Сообщений: 8825
Награды: 33
Репутация: 860
Композиция II.
Рисунки второй композиции расположены на верхнем шестиметровом фризе скалы и защищены небольшим навесом. Под фризом находится довольно удобная площадка, благодаря которой художнику удалось на такой высоте выполнить рисунки.

Ширина плоскости, на которой размещены рисунки, в среднем равна 2,0 м. Условная длипа композиции 4,25 м (мы называем длину «условной» по той причине, что часть композиции, видимо, не сохранилась).

Композиция состоит из 6 буйков.

Рисунок 1 представляет собой самую крайнюю юго-западную фигуру композиции, изображен бегущий лось (рис. 5, 1). Морда его вытянута, уши слегка прижаты. Голова животного целиком закрашена бордово-красной охрой. Передние ноги его выброшены далеко вперед, очертания задних ног не сохранились. Туловище, с характерной для лося «горбатой» спиной, не закрашивалось сплошь: по нему были нанесены 8 полос-ребер. Передние поги лося на первом рисунке Рис. 4 Рисунки композиции I на скале пересекаются с задней левой ногой Л.1 1 Турочакскои писаницы.



Рис. 5. Рисунки композиции II на скале Турочакской писаницы.

Рисунок 2. Изображение сохранилось фрагментально. Художник нарисовал фигуру лося в движении. Значительная часть краски отшелушилась вместе со скальным «загаром» (рис. 5, 2). От головы животного сохранились только два уха и деталь прилегающего крупа. Показана характерная «горбатая» спина лося, заканчивающаяся небольшим хвостиком. Передние ноги сохранились также очень плохо. Задние ноги животного просматриваются гораздо лучше. Лось изображен, скорее всего, идущим. Задняя левая нога отставлена пазад и согнута в колене. Изгиб подчеркнут дополнительным штрихом. Правая задняя нога сохранилась лишь до колена, однако видно, что она направлена вперед, по ходу движения животного. Над шеей лося изображено небольшое округлое пятно. Левая задняя нога, как уже отмечалось, пересекается с ногами лося, изображенного на рисунке 1, и примыкает к рисунку 3.

Рисунок 3 сохранился плохо. Он представляет собой изображение лося и помещён под фигурой животного с рисунка 2. Слой с очертаниями головы лося полностью осыпался, просматривается только одно ухо. Передние ноги и передняя часть туловища сохранились фрагментарно. Фигура, скорее всего, была закрашена целиком. Хорошо прослеживается задняя левая нога, штрихом выделено её колено. Правая же нога и нижняя часть туловища животного просматриваются плохо. Изображение имеет бордово-красную окраску.



Рисунок 4. Лось изображен бегущим, (рис. 5, 4). Голова прокрашена. Она массивная, с характерной для лося отвисшей нижней губой. Пасть раскрыта. Уши массивные, настороженные. Туловище, видимо, не было целиком прокрашено. Линия спины не сохранилась. Прослеживается только задняя часть туловища животного с небольшим хвостиком, а также часть одной из задних ног. На шее видна характерная для лося «серёжка». Передняя левая нога выброшена далеко вперед по ходу движения животного, правая передняя нога согнута в колене. Лось, несомненно, показан бегущим.



Рисунок 5 представляет собой самую большую фигуру лося в композиции. Туловище животного целиком прокрашено, но поскольку над изображением не было защитного карниза, охра сильно поблекла и имеет нежно-малиновый цвет. Голова у лося массивная. Пасть открыта, нижняя губа отвисла. Уши маленькие, рядом с ними изображено небольшое ответвление — растущие рога (?). Художник подчеркнул характерную «горбатую» спину лося. Животное изображено в движении. Задняя левая нога отставлена далеко назад и изогнута в колене. Правая задняя нога вытянута и направлена вперед, по ходу движения, копыто выделено. Правая передняя нога отставлепа далеко назад, плавно изогнута в колене и пересекается с выброшенной вперед задней ногой. Левая передняя нога далеко выброшена вперед и так же, как и правая, плавно изогнута в колене. Снизу, под массивной шеей животного, изображена характерная для лося «сережка».

Рисунок 6. Пятно охры аморфной формы расположено над крупом лося (композиция II, рисунок 5). Расшифровке не поддается (рис. 5, 6).



Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 30.10.2013 / 16:25 / Сообщение 6
Оффлайн
Сообщений: 8825
Награды: 33
Репутация: 860


Рис. 6. Рисунки на скале Турочакской писаницы

Композиция III.
Размещена на северо-востоке от композиции II па высоте 2,4 м над уровнем льда. Рисунки не были защищены карнизами или навесами и поэтому сохранились очень плохо. Цвет их бледно-оранжевый.

Рисунок 1. Изображена огромная голова лося. Она целиком прокрашена и направлена на северо-восток. Нижняя часть шеи массивна. Прослеживается чуть приоткрытая пасть животного и уши (рис. 6, 1).

Рисунок 2 (рис. 6, 2). Бегущий лось. Голова сохранилась достаточно хорошо. Художник изобразил два настороженных уха. Нижняя губа животного чуть отвисла. Спина прорисована с характерным для лося горбом. Задняя часть туловища прослеживается слабо, что касается задних ног животного, то они вообще не улавливаются. Нижняя часть рисунка также не прослеживается, зато на туловище рельефно выделяются 6 вертикальных полос-ребер, которые идут сверху вниз. Передняя нога лося вытянута вперед и подчеркивает динамику движения животного.



Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 30.10.2013 / 17:06 / Сообщение 7
Оффлайн
Сообщений: 8825
Награды: 33
Репутация: 860


Рис. 7. Сохранившиеся фрагменты рисунка 3 и 4 из композиции III на скале 1 Турочакской писаницы (уменьшено в 5 раз).

Рисунок 3 (рис. 7, 3) сохранился очень плохо. Фигура выполнена прорисовкой контура. Иногда линии прерываются отслоившимися кусочками гранитной корочки. Скорее всего перед нами не сохранившееся изображение лося, где видны лишь частично передняя и задняя ноги животного и незначительная часть туловища.

Рисунок 4 представляет собой полосу охры, в виде изогнутой линии с небольшим ответвлением. Изображение не расшифровывается (рис.7, 4).



Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 30.10.2013 / 17:19 / Сообщение 8
Оффлайн
Сообщений: 8825
Награды: 33
Репутация: 860
Скала № 2 с рисунком  расположен примерно в 250 м к северо-востоку от первой, выше описанной. Рисунок находится в центральной части скалы под карнизом, хорошо защищающим изображение на высоте в среднем 2,2 м от земти.
К сожалению, рисунок сильно испорчен «подновлением» его красной краской каким-то современным художпиком-«реставратором». Однако часть изображения была им не прокрашена, что позволяет гарантированно утверждать, что рисунок древний (к тому же современная краска смывается водой).



Рис. 8. Фотография изображения бегущего лося на скале 2 (Турочакская писаница).

Петроглиф представлен одним изображением. Это бегущий лось крупного размера (длина рисунка 225 см). Голова направлена на северо-восток. Изображение поражает своей динамичностью. Голова с прорисованным глазом чуть приподнята, пасть раскрыта, нижняя губа отвисла, два массивных уха насторожены. На шее животного показана характерная для лося «серёжка». Здесь же изображены небольшие рожки. Рисунок животного контурный.

Толстой линией показана характерная «горбатая» спина лося. Задняя часть туловища оканчивается коротким хвостом. Левая задняя нога отброшена назад и изогнута в колене. Правая задняя нога, вытянутая далеко вперед, также слегка изогнута. Обе передние ноги выброшены далеко вперед и согнуты в коленях. На левой ноге подчёркнуто раздвоенное копытце. Ноги закрашены целиком. По туловищу и морде животпого прорисованы 8 вертикальных полос. Сохранившиеся не прокрашенные современной краской детали рисунка позволяют утверждать, что изображение было выполнено темно-красной охрой (древняя краска местами имеет бледно-малиновый цвет).



Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 30.10.2013 / 17:29 / Сообщение 9
Оффлайн
Сообщений: 8825
Награды: 33
Репутация: 860


Что касается «реставрационной» работы современного неизвестного художника, то ради справедливости нужно констатировать, что он выполнил свою задачу весьма тактично, полностью следуя реальным контурам писаницы, и лишь слегка «подновил» древнее изображение краской. Конечно, сам по себе факт такой «реставрации» — проявление вандализма. Но могло быть и хуже!

Побудительной же причиной для «подновления» древнего рисунка, вероятно, было стремление получить четкую его фотографию. Нечто подобное уже имело место - талантливый кинооператор Олег Максимов тоже «подновил» некоторые старые рисунки. И на это ему было указано как на форму своеобразного вандализма. 

Писаницы Алтая не раз обращали на себя внимание исследователей, однако лишь в последние годы они стали предметом серьёзного изучения.

Первой и, можно сказать, удачной попыткой хронологического расчленения Алтайских петроглифов является статья Е. А. Окладниковой, посвященная писаницам Куюса 3. (Предварительная их публикация дана Б. А. Фроловым и А. И. Сперанским.) 4

Турочакская писаница стоит несколько обособленно от всех известных нам Алтайских петроглифов. С ней, пожалуй, можно сопоставить лишь неолитический пласт рисунков, выделяемых Е. А. Окладниковой на Куюсе 5. Их сближает трактовка фигур (профильное изображение по контуру, большие размеры и т. п.), а также сюжет — изображение лося. Однако есть и различия. Так, рисунки на Куюсе выполнены выбивкой; кроме лося древний художник изобразил и оленей.

Характер исполнения наскальных изображений Турочакской писаницы и сами рисунки позволяют довольно чётко определить круг ближайших им и вне Алтая аналогий. Прежде всего это некоторые рисунки Томской и Тутальской писаниц, относящиеся к расцвету западносибирского неолита.



Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 30.10.2013 / 17:40 / Сообщение 10
Оффлайн
Сообщений: 8825
Награды: 33
Репутация: 860
Изображения на р. Томи и Турочакскую писаницу роднит прежде всего композиционное построение рисунков. Древние художники-мастера в обоих случаях изображали группы лосей, причём не в статичном положении, а бегущими. Характерно, что ноги лося на главном рисунке, уцелевшем полностью, скрещиваются па бегу. Эту фазу движения животного может зафиксировать лишь кинокамера. Тем более удивительно, насколько быстро и точно уловил и передал динамику бега древний мастер-анималист, верный природе в своем художественном мышлении. Стилистически близки и сами изображения лосей. 

В обоих случаях мы видим четыре приёма изображения животных:

 во-первых, передача фигуры зверя контуром с частичной заливкой или выбивкой;
 во-вторых, изображение головы животного;
 в-третьих, полная выбивка или заливка фигуры;
 в-четвёртых, изображение по туловищу животных характерных перпендикулярных полос.

Естественно, такое деление ни в коей мере не исключает того факта, что все изображения животных, несмотря на перечисленные различия, даны в единой манере. Как мы ужо отмечали, они изображены бегущими. Их фигуры подчеркнуто реалистичны — тщательно прорисованы такие детали, которые характерны только для лося: отвисшая нижняя губа, «горбатая» спина, изящные стройные ноги, раздвоенные копытца, «серьга» и т. д. Все эти сходные черты не позволяют сомневаться в том, что мастера, изображавшие сопоставляемые рисунки Томских и Турочакской писаниц, скорее всего были представителями одной и той же неолитической культуры. Об этом же свидетельствует и тот факт, что в обоих случаях фигуры лосей связаны в единую композицию и разбиваются на отдельные группы порой чисто условно.

Отличия сопоставляемых писаниц заключаются в следующем:

 1. Томские неолитические писаницы выполнены путем выбивки. Два рисунка Тутальской писаницы, сделанные охрой, сохранились плохо и, возможно, более древние. Турочакская писаница полностью выполнена красной охрой.

2. Томские писаницы расположены на обращенных к югу плоскостях скал, тогда как Турочакская на плоскости, обращенной на юго-восток.

Однако эти различия вполне объяснимы. Дело в том, что неолитические мастера столкнулись в данных конкретных случаях с разными породами скал. Если на Томи сланцевые скалы были вполне пригодны для выбивки, шлифовки и т. д., то на Бие, как мы уже отмечали, скальные породы сложены из кристаллического гранита, выбивать рисунки на котором не представлялось возможным. Здесь древний мастер вынужден был искать иные средства для изображения рисунков. И он нашёл их, выполняя задуманный сюжет охрой, естественные запасы которой в изобилии встречаются в долине р. Бии. Важно отметить, что розоватый и красноватый цвет отдельных участков гранитных скал мог подсказать древним идею использования именно охры дли нанесения рисунков. Выбор скальных, плоскостей в свою очередь мог диктоваться не только положением солнца, но и другими причинами, к примеру постоянным местом водопоя лосей или переходом животных здесь через реку.

Говоря о более далеких аналогиях, Турочакские петроглифы и вышеуказанные писаницы на р. Томи можно сопоставить с изображением лосей на петроглифах Ангары. Эту точку зрения по поводу близости Томских и Ангарских писаниц разделяют и другие исследователи.

Таким образом, приведенные выше различия не являются, на наш взгляд, столь существенными, чтобы опровергнуть высказанную ранее мысль о том, что данные памятники относятся к одной и той же неолитической культуре развитого неолита.

К востоку от Оби неолит известен нам по материалам могильников и отдельных погребений. Имеются в виду Яйским, Васьковский, Кузнецкий могильники, погребения у сел Батени, Базаиха. Что касается стоянок, то в этом районе нам известно Дегтяревское поселение, материалы которого не опубликованы, а также отдельные случайные находки и сборы.



Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 30.10.2013 / 17:54 / Сообщение 11
Оффлайн
Сообщений: 8825
Награды: 33
Репутация: 860
В непосредственно интересующем нас районе Алтая, картина выглядит, пожалуй, ещё более удручающе (в смысле количества памятников). Материалы Б. X. Кадикова по раскопкам неолитических могильников Усть-Иши и Иткуля до сих пор не опубликованы. Это относится и к другим стоянкам, которые, по-видимому, далеко не все можно датировать неолитическим временем. С любезного разрешения Б. X. Кадикова мы имели возможность познакомиться с этими неопубликованными материалами. Они, на наш взгляд, свидетельствуют о сходстве Алтайских могильников с вышеперечисленными к востоку от р. Оби. Мы в своё время уже отмечали сходство ряда неолитических погребений Верхней Оби (Ордынское, Крутиха-5) с погребениями из Ачинско-Мариинской котловины, объясняя это единокультурностью. К этому кругу, на наш взгляд, следует отнести могильники Усть-Иши и Иткуля.

М. В. Апикович первым высказал мысль о возможном существовании в районе Обь-Енисейской лесостепи особой неолитической культуры. Он включил в эту культуру и Томские писаницы. Важно отметить, что М. В. Лникович подчеркнул возможность развития этой культуры под непосредственным влиянием неолитических племён Енисея и Ангары. Действительно, перечисленные погребения как Ачинско-Мариинского района, так и Верхнего Приобья и Алтая находят весьма существенные аналогии на востоке. К этому можно добавить, что в алтайских могильниках обнаружены вещи, являющиеся типичными для Прибайкалья — стерженьки для рыболовных крючков китойского типа, вкладышевые кинжалы, ножи серовского типа, украшения.

Антропологические исследования черепов из Иткуля и Усть-Иши показали поразительную их близость с прибайкальскими. Это можно сказать и о черепе из погребения № 2 могильника Крутиха-5 . Мелкая пластика, которая является типичпой для могильников сопоставляемых регионов, тоже сходна как по сюжету, так и по технике изображения. Достаточно, к примеру, сравнить изображении лосей из Ангарских погребений с подобными же, найденными в Ордынском и Васьково. К ангарской традиции склонен относить Томскую писаницу и И. Л. Подольский.



Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 30.10.2013 / 18:07 / Сообщение 12
Оффлайн
Сообщений: 8825
Награды: 33
Репутация: 860
Таким образом, Турочакскую писаницу и рисунки периода расцвета неолита Томской и Тутальской писаниц следует отнести к культуре, существовавшей в лесостепном междуречье Оби и Енисея, возникшей и развивавшейся при непосредственном и мощном влиянии неолитических племён Прибайкалья — того самого «серовского клипа», о котором писал еще в 50-е годы один из авторов настоящей работы. Для упорядочения терминологии можно предложить название этой культуре— Кузнецко-Алтайская— по месту раскопок одного из первых неолитических могильников на данной территории.

Думается, уже сейчас, несмотря на то, что круг располагаемых нами источников ничтожно мал и ограничивается погребениями (причем без керамики) и наскальными изображениями, можно наметить хронологические пласты этой культуры, поскольку для имеющихся в нашем распоряжении материалов, при их подчёркнутом сходстве, характерны и отличия, что в первую очередь связано с хронологией.

К нижнему раннему пласту Кузнецко-Алтайской культуры следует отнести Яйский могильиик. Такая дата обусловлена наличием здесь фигурок водоплавающих птиц, которые стилистически близки сибирским палеолитическим скульптурам Мальты и Пурети. К этому же пласту относятся, вероятно, ранненеолитичеекие изображения лосей Томской писаницы.

Этот пласт следует датировать раннесеровским временем.

К следующему хронологическому пласту можно пока отнести все вышеперечисленные могильники и наскальные изображения (в том числе и Турочакскую писанину) и датировать их серовско-китонским временем. Подобная датировка неоднократно обосновывалась целым рядом исследователей.

Вероятно, более поздним из всех этих памятников является погребение № 1 могильника Крутиха, где И. Молоднным был обнаружен черешковый наконечник копья и костяные наконечники стрел по форме более поздние, чем характерные для Васьковского и Яйского могильников — биконические. Изображение птицы, найденное в данном погребении, нельзя сопоставить ни по стилю, ни по сюжету с палеолитическими.

Итак, как уже сказано выше, турочакская группа писаниц представляет собой явление исключительное для Алтая уже по той причине, что рисунки здесь выполнены красной краской. Это резко выделяет турочакские рисунки из всей массы наскальных изображений Алтая. Существенно и то, что на них нет антропоморфных изображений, и представлен один и тот же сюжет, один художественный образ — фигура лося, неразрывно связанный с мировоззрением охотничьих племён тайги, центральный для их искусства. Рисунки замечательны и в эстетическом плане, своей художественной силой, как образцы полнокровного древнего реализма лесных охотников. В этом смысле они представляют новый ценный источник для понимания истории художествениой культуры народов Сибири.

В заключение следует сказать, что Турочакская писаница, являющаяся одним из первоклассных памятников неолитического искусства Северной Азии, нуждается в незамедлительных охранно-реставрационных работах, чтобы её не постигла судьба уже многих испорченных и погибших памятников древности.



Мир скучен для скучных людей.
цыган 09.11.2013 / 22:34 / Сообщение 13
Оффлайн
Проверенный
Сообщений: 407
Награды: 1
Репутация: 57
надо бы узнать подробнее о этом месте и зимой с ребятишками съездить по возможности... ))

Я хочу быть кумиром вселенной! Я хочу ничего не хотеть...
Путешественник 14.11.2013 / 19:03 / Сообщение 14
Проверенный
Сообщений: 75
Награды: 0
Репутация: 17
Ещё в тех местах есть писаница на г. Баданной. Как раз рядом со скалой "Щука воду пьёт". Посмотреть правда можно только с воды. Рисунок быка около 60 см в длину.

www.чулышман-турист.рф
Чулышман Автор 15.11.2013 / 15:49 / Сообщение 15
Оффлайн
Сообщений: 8825
Награды: 33
Репутация: 860
Цитата Путешественник ()
Ещё в тех местах есть писаница на г. Баданной.
... как много ещё неизведанного на Алтае!!!



Мир скучен для скучных людей.
Форум » Алтай сакральный » Эзотерика Алтая » Турочакская писаница. (История открытия и описание.)
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск: