Героические сказания

  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Таёжник64, gunhild  
Форум » Алтай сакральный » Эзотерика Алтая » Героические сказания
Героические сказания
Сергей-Колотов Автор 13.11.2011 / 13:29 / Сообщение 1
Оффлайн
Сообщений: 6473
Награды: 10
Репутация: 207
Катунь и Бия

       В народе говорят, что Катунь - это женщина с длинными волосами, а Бия - это мужчина. Когда-то встретившись, молодые люди, полюбили друг друга и решили бежать, т. к. девушку отец отдавал в жены баю. Молодые люди договорились о месте встречи: в низкой ровной долине степной части Алтая. Путь Катуни был длинен, она стремглав в назначенный день побежала, распустив свои косы, а Бий знал, что путь его короток, поэтому к месту встречи он попадет вовремя. Тут появилась Сорока, она прилетела к Бию и говорит:
     - Что ты медлишь?  Катунь несется так быстро, она к
назначенному месту прибудет раньше тебя и ждать не будет.
Торопись!
Сказала   и  улетела.   Бий  подумал:
      - На самом деле, что я думаю: надо поспешить, она меня,
ждать не станет, если явится раньше меня. И пустился Бий, снося с пути скалы, деревья, образуя пороги и водовороты.
Смотрит,  опять  летит  Сорока  и  кричит:
      -Ну что ты несешься, успеешь, у Катуни дорога длинная,
не спеши: надо только прибыть во время.
   Тогда Бий притормозил свой бег, побежал медленнее, отчего образовались плесы, большое скопление воды около горы Тура, (где ныне стоит с. Турочак). Хотел вначале гору Тура обойти справа, но чтоб удлинить путь, решил обойти гору слева.
       От вмешательства Сороки все сроки встречи были нарушены, к месту встречи во время не успели оба, а встретились ниже по течению от назначенного места и слились в одно, обнявшись побежали дальше.

Но есть у этой легенды несколько иной вариант:

      Когда-то реки Бий и Катунь (Кедунь-ханша) были супругами. Жена была сварливая, неуживчивая, а муж - спокойный, тихий, умный. Он уживался с другими реками, был в мире с горами великанами. Его сварливая жена Катунь поссорилась со всеми реками и горами и не давала покоя супругу. Тогда реки и горы посоветовали Бию вызвать свою супругу на состязание, т.е. держать пари. Кто в этом споре-состязании победит, тот должен верховодить в семейной жизни.
Устроили состязание на быстроту бега до горы Бабырган. Так началось между ними состязание. Стоящие на пути тайга и горы раздвигались, давая Бию путь, потому что симпатии их были на его стороне. А на пути Катуни, наоборот, горы сдвигались, преградами были мощные скалы. Сварливая Катунь, с трудом преодолев все преграды, наконец, вырвалась в долину и достигла горы Бабырган, уверенная, что прибыла первой. Но, к ее удивлению, Бий уже давно миновал эту гору. Бабырган увидев отставшую от сфмужа Катунь, громко расхохотался. "Что ты, разинув пасть, смеешься?" - спросила у Бабыргана сварливая Катунь, на что последовал ответ:
"Твой муж уже давно тебя ждет в долине, а ты все еще плетешься здесь".
       Еще сильнее озлобившись, Катунь со всего размаха ударила Бабыргана по щеке и понесла свои воды дальше. Настигнув мужа, в порыве гнева она закатила ему пощечину, но потом, одумавшись, сказала: "Хотя я и проиграла в споре, но зато я жена Бия - господина". С тех пор за ними закрепились эти имена.
          Обе же реки, Бий и Катунь, слившись воедино, продолжали свой путь на север Алтын Казыку (то есть Полярной Звезде), образуя Обь, что по ойрот-алтайски "своенравный и ненасытный государь". Многие известные шаманы-камы в своих мистериях обращались к "Тойбодым", то есть к "Оби".


Администратор сайта http://ligis.ru
Сергей-Колотов Автор 13.11.2011 / 13:31 / Сообщение 2
Оффлайн
Сообщений: 6473
Награды: 10
Репутация: 207
Происхождение Телецкого озера

     Давным-давно между гор Тувалак и Алтын-Таг, гор Кара-Бел и Чопту была большая равнина по которой протекала река Челушман. В нее вливались все реки, что впадают теперь в озеро. Это огромная и красивая долина была   плодородной   и   изобиловала   лугами.
    На лугах паслись несметные отары овец, стада коров, косяки лошадей. В окрестной тайге водилось много козлов, оленей и всякого пушного зверя. В реках было много рыбы. Удобных мест для поселения было достаточно. На расстоянии слышимости человеческого голоса располагался аил от аила алтайцев. Во главе племени, населявшего долину, стоял хан Теле. Хан имел бесчисленные стада и всякого добра-злата, серебра, дорогих одежд, мехов - несметное количество. Но самым главным его достоянием был волшебный золотой меч. Хан Теле, идя на войну, всегда опоясывался этим мечом и никогда не знал поражений. Среди жен хана была молодая и красивая Чолчу, была которая умна и имела влияние при дворе повелителя. Хан любил ее больше других жен и даже советовался с ней.
     Про богатства хана Теле узнал его влиятельный сосед хан Богдо. Он решил силой завладеть ими и, собрав полки вооруженных воинов, напал на владения Хана Теле. Узнав о нападении Богдо, Хан Теле, как всегда, опоясался золотым мечом, собрал верную дружину и бросился навстречу врагу. Хан Богдо не ждал такого стремительного ответного удара. Войско его дрогнуло и бросилось в бегство. Хан Теле настиг вероломного Богдо, взял его в плен и обезоруженного, связанного по рукам и ногам доставил в свой шатер. Взмолился хан Богдо пощадить его, стал предлагать вечную дружбу, обещал дорогие подарки победителю и его женам.
Чолчу, избалованная богатством, польстилась на обещания и уговорила мужа отпустить хана Богдо.
        Прошло некоторое время, и от хана Богдо приехали послы со всевозможными подарками. После вручения подарков послы передали хану Теле приглашение прибыть в стан их повелителя со своей свитой. Приглашая хана, послы намекнули, что хан Богдо не забыл доброты и жалости к нему и сказачно одарит своего друга. Хан Теле, посоветовавшись с Чолчу, принял приглашение.
Одарив богато послов и вручив им подарки для xaнa Богдо, Теле отпустил их домой. Вскоре хан Теле стал собираться в далекий путь. Когда к отъезду все было готово, он зашел в шатер к любимой жене проститься. Чолчу сняла со стены шатра золотой меч и хотела опоясать им мужа, но хан отстранил ее и с упреком заметил: "Я еду к своему другу в гости, а не в стан врага, и меч мне не нужен, как не нужно оружие моей свите. Вместо него мы берем серебро и золото, дорогие меха и шелковую одежду для подтверждения наших дружеских чувств. Ждите нас через одну луну обратно с ответными дарами моего друга хана Богдо". Чолчу знала, что свои советы она повторять не смеет. Спрятав в сердце тревогу и опасения, она повесила золотой волшебный меч на место.
Хан Теле с богатым караваном двинулся в путь. Через девять дней тяжелого пути караван достиг владения хана Богдо,  где был  встречен  сторожевым  отрядом.
          Воины оказали хану Теле соответствующие знаки внимания и дали  проводников.  Отблагодарив  охрану,  хан Теле двинулся дальше. К исходу последующего дня хан достиг шатров хана Богдо. Навстречу ему выехало целое войско. Хан Теле ожидал полагающихся ему как высокому гостю почестей, но к удивлению своему был принят как пленник. Он хотел объяснить цель своего приезда. Однако в ответ на это всадники плотным кольцом окружили его и его свиту и погнали к шатрам хана Богдо. По приказу хана Богдо хан Теле и его спутники были убиты.
В тот момент, когда голова доверчивого хана Теле покатилась с могучих плеч, золотой волшебный меч сорвался со стены и упал. Падая, он рассек острием землю и ушел вглубь, образовав огромную зияющую пропасть между гор.
          Жена хана Теле Чолчу оказалась на скале у края пропасти. Она поняла, что лишилась мужа, и безысходное горе овладело ею. Из ее прекрасных лучистых глаз брызнули горячие слезы. Они струились так долго и сильно, что переполнили пропасть между гор и разлились озером. А чтобы о коварстве хана Богдо люди не забыли, Чолчу превратилась в говорливый поток –  реку Чульча.


Администратор сайта http://ligis.ru
Сергей-Колотов Автор 13.11.2011 / 13:32 / Сообщение 3
Оффлайн
Сообщений: 6473
Награды: 10
Репутация: 207
Алтын Кёль

Давно это было. После гибели хана Теле его народ (телесы), уже никогда не был так счастлив, как при его правлении. А былое изобилие теперь нередко вспоминалось, как сказочные времена.
В один из неурожайных годов, когда опустела тайга, погиб скот и выгорел ячмень, люди погибали от голода, умирали дети. Взрослые ходили в поисках пищи. Одному пастуху повезло: он нашел кусок золота величиной с лошадиную голову. Радости его не было конца. Пошел бедня|к-пастух по урочищам и аилам, стараясь выменять золото на что-нибудь съестное - хоть на горсть ячменя (бир кожат арва), но люди жили так бедно, что не, смогли ничего предложить в обмен на такое богатство.
Долго ходил он по горам, по долинам, предлагая свое золото. Так ни с чем и вернулся бедняк домой. А дома и того страшнее было - жена и дети умерли, не дождавшись его возвращения. Видя, что золото ничего не стоит, пастух поднялся на самую высокую гору над озером и бросил в озеро золото, сказав: "золото, которое не стоит одной горсти ячменя, пусть лежит на дне озера".
С тех пор озеро называется "золотым" (Алтын Кёль), а гора, с которой сброшено золото, получила название Алтын Таг.
Телецкое озеро и Бия
В далекие времена на Алтае жил богатый хан. И была у него дочь - прекрасная Бия. Хан объявил, что отдаст свою дочь замуж за самого богатого человека. Услышал это и горный дух. Все золото, которое было у него в горах растопил он и вылил в долину. Золото образовало Телецкое озеро. На берегу озера поставил дух золотой дворец. Большая лестница дворца спускалась к самой воде. Понравился красавице Бие дворец и золото. И она вышла замуж за горного духа. Каталась Бия по золотому озеру на лодке.
Однажды молодой охотник заметил в горах какой-то блеск, свечение. Прошел он через горы и увидел золотое озеро, лодку, а в лодке - прекрасную Бию. Охотник сразу же влюбился в девушку. Девушке он тоже понравился. Они полюбили друг друга. И решили бежать из владений горного духа. Взялись они за руки и побежали прочь от озера.
Вдруг вернулся горный дух к себе во дворец - Бии нигде нет. Погнался тогда он за ними. Догнал их, убил охотника, девушку вернул во дворец. Долго тосковала Бия по охотнику, плакала, горевала. От ее слез золото стало откладываться на дне озера. Вода в нем поднялась очень высоко и в одном месте прорвалась через горы. Огромный поток унес с собой девушку. И с тех давних лет река, которая вытекает из Телецкого озера, называется Бией.


Администратор сайта http://ligis.ru
Сергей-Колотов Автор 13.11.2011 / 13:33 / Сообщение 4
Оффлайн
Сообщений: 6473
Награды: 10
Репутация: 207
Легенда о Бабыргане

        Бабырган - это богатырь-гора, стоящая на левом берегу р. Катунь, против устья реки Маймы. Бабырган вздумал жениться и посватался за дочь богатыря Абакана. Абакан запросил много калыма. Каким бы богатырем не был Бабырган, он понял, что столько калыма ему не уплатить, поэтому он украл невесту и побежал.
       Абакан погнался за ним. Бабырган, недалеко от вершины Солтона, поскользнулся.л чуть не был настигнут Абаканом. На этом месте образовалась гора "Тегди" (зацепил). Бабырган успел убежать и переправился через реку Бия; Бабырган видит, что Абакан нагоняет его. Тогда он бросает невесту и убегает один. Абакан догнал дочь и хотел ее убить, но она взмолилась: "Кеспе". На этом месте стоит гора Кеспе (гора находится близ деревни Лебяжьей). Абакан продолжал погоню. Дочь обременяла его погоню, он оставил дочь и привязал ее. Это место, называется Буула (привязал) - эта сопка находится между деревнями Кратошкиной и Березовкой. Абакан привязав дочь, стал всматриваться в дорогу, куда бежал запыхавшийся и раскрасневшийся от бега Бабырган. Увидев его, Абакан закричал: "вон он краснеет". Это место названо "Кызырган" (краснеющий). (Та гора между селениями Быстрянским и Бардинским (ныне с. Красногорск) (Кьтзарган-Крансногорское).
          Бабырган услыхал голос Абакана и свернул вправо в сторону деревни Сростки. Заметив удобную переправу через реку Катунь, перескочил ее и побежал дальше. Но от испуга или от прыжка у него оборвались некоторые части тела, тут образовался круглый пригорок. Этот пригорок, находится близ деревни Сетовки. Увидев это, Абакан не стал переправляться через Катунь, расхохотался и вернулся домой. А Бабырган остался стоять на левом; берегу Катуни.


Администратор сайта http://ligis.ru
Сергей-Колотов Автор 13.11.2011 / 13:34 / Сообщение 5
Оффлайн
Сообщений: 6473
Награды: 10
Репутация: 207
Сартакпай

      На Алтае в устье реки Иш жил богатырь Сартакпай. Коса (кедеги) у него до земли, брови что густой кустарник. Мускулы узловатые, как нарост на березе (чага) - хоть чашки из них режь. Еще ни одна птица не пролетала мимо головы Сартакпая: он стрелял без промаха. Копытных зверей, бегущих вдали, метко бил Сартакпай. В когтистых зверей он метился ловко. Не пустовали его армакчи - кожаные сумы. В них всегда была жирная дичь. Сын Адучы-Мерген, еще издали услыхав топот иноходца, выходил навстречу отцу, чтобы расседлать коня. Сноха Оймок готовила 18 блюд из дичи, десять напитков из молока.
      Но не был счастлив, не был весел Сартакпай. Он день и ночь слышал плач зажатых камнями алтайских рек. Бросались с камня на камень, они рвались в клочья, дробились в ручьи, натыкались на горы. Надоело Сартакпаю видеть слезы алтайских рек, надоело слушать их неумолчный стон. И задумал он дать дорогу алтайским водам в Ледовитый океан.
          Сартакпай позвал своего сьна: - Ты, сын Адучы, иди на юг, а я на восток пойду.
     Адучы-сын пошел к горе Белуха, поднялся туда, где лежат вечные снега, стал искать путь для реки Катуни.  
Сам богатырь Сартакпай отправился на восток, к озеру Дьылу-Кол. Указательным пальцем правой руки Сартакпай прогнул берег Дьылу-Коля, и следом за его пальцем потекла река Чулышман. В эту реку с веселой песней устремились все попутные ручейки и речки, все звонкие ключи и подземные воды. Но сквозь радостный звон Сартакпай услышал плач в горах Кош-Агача. Он вытянул левую руку и указательным пальцем левой руки провел по горам борозду для реки Башкаус. И когда засмеялись воды, убегая с Кош-Агача, засмеялся вместе с ними старик Сартакпай:
    - Оказывается левой рукой я тоже умею работать! Однако не годится такое дело левой рукой творить. И Сартакпай повернул реку Башкаус к холмам Кок-Баша и тут влил ее в Челушман и повел все воды одной рукой вниз к скалам Артыбаша. Тут Сартакпай остановился.
       - Где же мой сын Адучы? Почему не идет мне навстречу? Слетай к нему, черный дятел (кара кардас), посмотри, как работает Адучы-Мерген. Черный дятел полетел к горе Белухе, от Белухи река Катунь бежала на запад. Дятел устремился следом за рекой. Недалеко от Усть-Коксы он догнал силача Адучы-Мергена, тот вел Катунь все дальше к Западу.
         - Что ты делаешь Адучы-Мерген? - крикнул Дятел - Отец тебя уже полдня ждет в Артыбаше. Сын сейчас же повернул реку на северо-восток. Дятел поспешил к Сартакпаю.
Дождался своего сына, Сартакпай, три дня держал указательный палец в долине Артыбаша. За это время к нему под палец натекло Телецкое озеро.
          Отец повел из Телецкого озера реку Бию, а сын Адучы быстро бежал, ведя за собой Катунь. Ни на шаг не отстал он от своего могучего отца. Вместе в один миг слились две реки Бия и Катунь, в широкую Обь. И она понесла воды Алтая в далекий Ледовитый океан. Адучы-Мерген стоял гордый, счастливый.
        - Сынок, - сказал Сартакпай, - ты быстро привел Катунь, но я хочу посмотреть, хорошо ли удобно ли для людей ты вел ее. И богатырь пошел от Оби вверх по Катуни. Адучы-Мерген шагал сзади, и колени его подгибались от страха. Вот отец перешагнул через реку Чемал и подошел к горе Согонду туу. Лицо его потемнело. Брови совсем закрыли глаза.
        - Ой, стыд, позор, Адучы-Мерген, сынок! Люди тебе за это спасибо не скажут! Плохо сделал, сынок!
          - Отец, - отвечал Адучы! - Я не смог расколоть Согонду Туу. Даже борозду провести по ее хребтам не хватило сил.
        Тут Сартакпай снял с плеч свой железный лук, натянул тетиву и пустил литую из меди трехранную стрелу. Согонду Туу надвое раскололась один кусок упал пониже реки Чемал, на нем вырос красивый сосновый бор Бешпек. Другая половина Согонду Туу до сих пор стоит над Катунью. И до сих пор хвалят люди старика Сартакпая за то, что он провел дорогу прямую, как след стрелы.
        Дальше идут вверх по Катуни отец и сын. Смотрит Сартакпай: река рушит и рвет берега. Стремительно и быстро бегут ее воды.
     - Как же будут ездить люди с одного берега на другой? У самого устья Чобы богатырь Сартакпай сел на камень и крепко задумался.
     - Здесь, сын мой, - сказал он, - как раз середина реки. Надо будет здесь выстроить большой мост. Адучы молчал, он устал и качался как осенняя трава.
    - Пойди отдохни, милый, - позволил Сартакпай сыну. Только не смей спать, и жена твоя Оймок из уважения к моей работе пусть не смыкает глаз.
      - Неужели отец, вы всю ночь не уснете?
     - Когда творишь великие дела, сон не посмеет прийти, - ответил Сартакпай. Он стал собирать груды камней в подол своей шубы, весь день без отдыха работал Сартакпай. И когда стемнело, он тоже не захотел отдохнуть.
       Катунь бежала как бешенная. Ветер гнул деревья. В небе дымились черные тучи. Они грозно плыли навстречу друг другу. И маленькая туча, налетев на большую, высекла яркую молнию. Сартакпай поднял руку, поймал молнию и вставил ее в расщепленный ствол пихты, чтоб огонь освещал все вокруг. Он вонзил один камень в другой и камни покорно лепились один к одному. До того берега осталось проложить не более 15 аршин. И тут мост рухнул. Сартакпай рявкнул как медведь, выбросил камни из под подола шубы, и они гремя, посыпались от устья Чобы до устья Эдигана.
        От страшного грохота проснулся сын Адучы открыл глаза. Проснулась сноха Оймок. Испугавшись гнева Сартакпая, они обернулись серыми гусями и улетели вверх по реке Чуя. Сартакпай бросил им вслед стопудовый камень. Этот камень упал в Курайской степи  и до сих пор лежит там.            
           Сын Адучы и сноха Оймок навечно остались гусями. Одинокий и печальный сел Сартакпай на своего коня и вернулся к устью Ини. Его родной аил давно рассыпался, Сартакпай расседлал коня, а сам сел рядом и умер.


Администратор сайта http://ligis.ru
Форум » Алтай сакральный » Эзотерика Алтая » Героические сказания
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: