Off

Форум » Сибирские экспедиции, путешествия, активный отдых. » Путевой дневник туриста » Off-road экспедиция Алтай-Тыва-Хакасия 2007 г. (Юность Кузи...(путевые заметки).)
Off-road экспедиция Алтай-Тыва-Хакасия 2007 г.
Чулышман Автор 25.01.2015 / 17:02 / Сообщение 166
Оффлайн
Сообщений: 8825
Награды: 33
Репутация: 860


Очередной перевал. Находимся в непосредственной близости к Саянам.



Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 25.01.2015 / 17:02 / Сообщение 167
Оффлайн
Сообщений: 8825
Награды: 33
Репутация: 860


Красота... Пацаны закатили на великах спуск с перевала. Искупались в речке, перекусили.



Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 25.01.2015 / 17:02 / Сообщение 168
Оффлайн
Сообщений: 8825
Награды: 33
Репутация: 860


А это уже Саяны. В народе этот перевал именуют "сотый". На Кузе заехали в гору, перемахнули её и оказались... 
Левее, по хребту можно далеко уехать, заманчиво, не правдо ли?

Перевал Саянский (Сотый).

На границе Хакасии и Тувы установлена новая стела “Сотый перевал”. Она указывает направления и содержит информацию о высоте над уровнем моря. Прежняя стела на границе Хакасии и Тувы, которая простояла более 30 лет, пришла в негодность. После поездки в Монголию Василий Шулбаев, руководитель Таштыпского района, обратился к главе Хакасии Виктору Зимину с предложением установить новый указатель на южной границе Хакасии. Правительство республики инициативу поддержало.

Три дня ушло на то, чтобы сделать опалубку. На крепкое основание потратили четыре тонны цемента. Заливали в сложных условиях: ветер, дождь, низкая температура. Когда разошлись тучи и выглянуло солнце, появилась радуга. А так как работа проходила на высоте 2214 метров над уровнем моря, на радугу смотрели сверху вниз.

Стелу привезли на трале из Абакана, двухтонная конструкция была установлена с помощью автокрана. По мнению проектировщиков, сооружение выдержит самый сильный ветер. Стела “Сотый перевал” - свое­образная визитная карточка, которая простоит на границе двух республик не одно десятилетие.



Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 25.01.2015 / 17:03 / Сообщение 169
Оффлайн
Сообщений: 8825
Награды: 33
Репутация: 860


Другая проекция того же места. Мы видим дорогу с перевала в сторону Хакассии, туда мы и поедем.

Саяны — общее название для двух горных систем на юге Сибири.

Различают Западный Саян (длина 600 км, высота до 3976 метров — Монгун-Тайга, являющаяся вершиной одноимённого хребта — высочайшая вершина Восточной Сибири, впрочем, чаще этот хребет не относят к Саянам, а выделяют в отдельную горную систему - горы Тувы), состоящие из выровненных и островерхих хребтов, разделённых межгорными котловинами, и Восточный Саян (длина около 1000 км, высота до 3491 м, гора Мунку-Сардык) с типичными среднегорными хребтами, несущими современные ледники. Реки относятся к бассейну Енисея. На склонах преобладает горная тайга, переходящая в горную тундру.

Западные Саяны юго-западной частью граничат с Алтаем. Главный хребет их — Водораздельный Саянский Хребет с высшей точкой — горой Кызыл-Тайга (3121 м). Хребты Западного Саяна характеризуются крутыми склонами, изрезанностью рельефа, обширными площадями каменных россыпей. Высота хребтов на западе не превышает 2500-3000 м, к востоку снижается до 2000 м.

Восточные Саяны тянутся практически под прямым углом к Западным. Хребты их образуют систему «белогорий» (Майское, Канское) и «белков», получивших свое название из-за нетающих круглый год снегов на вершинах. В центральной части, в верховьях рек Казыр и Кизир несколько хребтов образуют «узел» с высшей точкой — пиком Грандиозный (2982 м). На юго-востоке расположены самые высокие и труднодоступные хребты - Большой Саян, Тункинские Гольцы, Китойские Гольцы, Кропоткина. Высшая точка Восточных Саян — Мунку-Сардык (3491 м.) находится в хребте Большой Саян. Между хребтами Саян находятся более десятка котловин различных размеров и глубины, самая знаменитая из которых — Абакано-Минусинская котловина, известная своими археологическими памятниками. Стоит отметить большое количество водопадов.

Почти везде в Саянах преобладают темнохвойные таёжные елово-кедрово-пихтовые леса, поднимающиеся в западной и центральной частях до высот 1500—1800 м и более; светлые лиственично-кедровые леса образуют верхнюю границу леса на высотах 2000—2500 м. Высокогорные ландшафты, расположенные выше границы леса, отличаются суровой и продолжительной зимой, коротким и прохладным летом, сильными ветрами. Здесь преобладают как резко изрезанный, вычлененный рельеф, так и выровненые водораздельные пространства, покрытые кустарничковой и мохово-лишайниковой тундрой, чередующейся с обширными каменными розсыпями почти без растительности. В более увлажненых районах развиты субальпийские кустарники и луга, местами высокотравные. Из ягод по речным долинам растут красная и чёрная смородина, черника, брусника, земляника, голубика, малина.

Животный мир так же богат, как и растительный. Встречаются многочисленные звериные тропы. В тайге и горах можно увидеть марала, лося, кабаргу, белку, бурундука, зайца. Из птиц наиболее многочислены кедровка, сойка, часто слышны дятел, клёст, щура, глухарь, куропатка, рябчик. В реках водится хариус сибирский, ленок, много тайменя. Типичные представители кровососущих — комары, мошка, овод — здесь немногочисленны, а в хорошо продуваемых речных долинах их нет. Реки Саян имеют смешаное снего-дождевое питание, доступны для сплава с июня по сентябрь. Все реки относятся к бассейну Енисея. Истоками Енисея являются горные реки Большой Енисей (Бий-Хем) и Малый Енисей (Ка-Хем). Бий-Хем считается главным истоком Енисея. Начинается он в восточном Саяне, недалеко от пика Топографов. Река очень красивая и проходит по практически ненаселенным местам Восточной Сибири. Его длина - 600 км. Второй исток Енисея — Ка-Хем имеет длину около 500 км, и берёт начало на территории Монголии. Таёжный ландшафт, обилие горных речушек, водопадов, озер и поражающих своей красотой мест, почти нетронутая дикая природа, относительная простота туристических маршрутов — эти причины привлекают к Саянам внимание все большего числа любителей активного отдыха. В Саянах расположены два уникальных заповедника дикой природы: Саяно-Шушенский в Западных и Столбы в Восточных Саянах.



Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 25.01.2015 / 17:03 / Сообщение 170
Оффлайн
Сообщений: 8825
Награды: 33
Репутация: 860


Фото на перевале. За спинами пацанов Тыва, от туда мы приехали.

Общаясь с автотуристами, часто слышишь от них, что самые интересные и привлекательные для путешественников дороги, это дороги с индексом "Р" и "А", конечно если речь идет про официальные дороги.  И знаете, с этим нельзя не согласиться... именно на этих дорогах местного значения, как правило, можно ощутить... как бы объяснить... дух, характер этих мест... их колорит и эмоциональность....

Таковой несомненно является и автодорога А-161 Абакан (республика Хакасия) - Ак-Довурак (республика Тыва), соединяющая западную Тыву с Хакасией. Каждый раз когда я по ней еду, я испытываю массу эмоций, порой не поддающихся словесному описанию. Дорога, которая проложена там, где когда-то проходила армия Чингисхана, дорога, которая начинается в бескрайних степях  и пересекает прекрасные горные долины Саян, поднимаясь в зоны горной тундры, дорога по пути которой исторические достопримечательности степной Хакасии сменяются достопримечательностями природными от которых глаз не оторвать. Дорога, которая является частью Великого Саянского кольца, о котором не мало написано и сказано.

Автодорога А-161 была построена в 1969 году в связи с необходимостью соединить асбестовый комбинат, расположенный в Ак-Довураке с железной дорогой, так как и по сей день с республикой Тыва не налажено железнодорожного сообщения.

Эта же отметка на карте посвящена самой высшей точке этой дороги, а также одновременно административной границе между двумя республиками Тыва и Хакасия – Саянскому перевалу. Второе его название – «Сотый», которое больше и использует местное население, так как именно с этой точки и до конца дороги – города Ак-Довурак остаётся ровно 100 километров пути. Справа и слева над ним поднимаются гольцы с пятнами снега. При подъеме на перевал со стороны Тывы в одном из распадков виден на высоте голец Мунгаш-Куль (2826 м), в восточных карах которого лежат истоки Кантегира. Далеко на западе - гольцы Каратоша. На севере внизу вьется заболоченная долина верховьев реки Большой Он, которую дорога перед перевалом со стороны Хакасии неоднократно пересекает. С перевала и окружающих его гольцов открываются прекрасные виды на горные дали. На самой седловине перевала, оборудовано место для остановок путников, есть небольшой столик под навесом. Это место, является также местом поклонения местным духам, как у хакасских народов, так и у тувинских, свидетельством тому служат обрядовые места, которые также расположены на седловине.

Дорога на перевал и с него не асфальтирована, но находится в достаточно приличном состоянии и постоянно обслуживается дорожниками, которые расположились сразу у подножия со стороны Хакасии.



Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 25.01.2015 / 17:04 / Сообщение 171
Оффлайн
Сообщений: 8825
Награды: 33
Репутация: 860


Перевалы Хакасии. Их было не мало... На этом перевале пацаны разогнались на великах до 70 км/ч.

Респу́блика Хака́сия (Хакасия) (хак. Хакас Республиказы) — республика в составе Российской Федерации, субъект Российской Федерации. Столица — город Абакан. Граничит с Кемеровской областью, Красноярским краем, Республикой Тыва и Республикой Алтай.

Первое государство на территории Южной Сибири возникло в IV—III веках до н. э. Древнекитайские летописи называли его создателей народом динлины (кит. 丁零), а государство — Динлин-го (丁零国).

Около 201 года до н. э. государство Динлин-го было разгромлено войсками хунну.
После этого события в Хакасско-Минусинскую котловину передвинулось тюркоязычное племя кыргызов.

В VI—VII веках кыргызы с подвластными таежными народами образовали периферийный удел центральноазиатских государств во главе с наместником — эльтебером.
В VIII веке — сепаратистская область во главе с собственными беками и иналами, претендующими на ханское достоинство (см. Барс-каган).
В IX веке — быстро расширяющаяся агрессивная степная империя с обожествляемым каганским родом.

В 840 году это государство уничтожило Уйгурский каганат, распространило свою власть на Туву и Монголию. Преследуя остатки уйгуров, кыргызы с боями дошли до Иртыша и Амура, вторглись в оазисы Восточного Туркестана. Этот период истории В. В. Бартольд назвал «кыргызским великодержавием».

Кыргызы предоставляли государству высших военных и административных руководителей. Они считались связанными и династийно, и через брачные отношения с правящими домами Китая и других сопредельных стран.

В суровой борьбе с агрессивными соседями (тюркские и уйгурские каганаты) государство кыргызов отстаивало свою независимость вплоть до XIII века, ставшего переломным в самостоятельном развитии Саяно-Алтая.

Кыргызская держава утрачивает территории в Монголии. Кыргызы сохраняют два основных массива своего расселения:
 1) Верхний и Средний Енисей; 
2) Алтай и Иртыш. 
В последующем этнические пути енисейских кыргызов и будущих кыргызов Тянь-Шаня разошлись.
Территория Хакасии в ходе завоеваний Великого Монгольского Улуса во главе с Чингисханом и его потомками вплоть до начала XVIII века входила в состав различных монголоязычных государств, в отдельные периоды номинально входя и в состав маньчжурского государства Цин.

В XVII веке русские застали Киргизскую землицу раздробленной на 4 княжества — улуса, населённых предками хакасов и шорцев.

Хакасы с музыкальными инструментами
Первые контакты между кыргызами и русскими начались с постройки в 1604 году Томского острога на земле эуштинских татар — данников кыргызских беков.
Более ста лет шёл очень сложный и болезненный процесс вхождения Хакасии под юрисдикцию Русского царства, а затем Российской империи.

Датой официального закрепления Хакасии за Российской империей можно считать 20 августа 1727 года, когда между Россией и Китаем был заключён пограничный трактат. Все земли, находившиеся на северной стороне Саян, отошли к России, на южной — к Китайской империи.
Фактическое вхождение территории Хакасии произошло позже. В 1758 году китайские войска вторглись на Алтай и разгромили Джунгарию. Возникла угроза нарушения официально признанных границ Российской империи.

На этом их участке царское правительство в спешном порядке разместило казачьи гарнизоны. Со времени, этого момента, когда пограничную службу стали нести казаки, и произошло фактическое вхождение Хакасии в Российскую империю.

Хакасская автономная область была образована 20 октября 1930 года. Входила в Западно-Сибирский край, а с момента образования в 1934 году в Красноярский край. В декабре 1990 года вышла из его состава. В августе 1990 года преобразована в Хакасскую АССР, в июле 1991 года получила наименование Хакасская ССР (не было утверждено российскими властями), 16 мая 1992 года стала полноправным субъектом Российской Федерации — Республикой Хакасия.

В 2007 году Банком России была выпущена памятная монета, посвящённая Республике Хакасия.



Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 25.01.2015 / 17:04 / Сообщение 172
Оффлайн
Сообщений: 8825
Награды: 33
Репутация: 860


Подходил к концу четвёртый день нашего путешествия. По джиперской легенде нам надо двигаться в сторону Абазы, потом Верх-Таштып, по непролазной тайге выходим на Таштагол. Но нашим планам не суждено было осуществиться...

В Верх-Таштып добрались около 22.00-23.00 вечера. Выловили языка, узнали направление. На выезде из деревни решили уточнить направление. "Свежий язык" огорчил нас, сказав, что мы не проедем - там болота, нужна лебёдка.
Заехали к местному охотнику, прогнозы не утешительны - придётся ехать Абаза - Абакан - Красноярск, а это крюк  в 1500 км + время надо. А времени лишнего не было, мы с Наждаком рисковали опоздать на свадьбы...

Наждак в суматохе звонил друзьям... Пришла новая информация: есть дорога Берикчюль - Артон - Майзас - Междуреченск. Этот вариант нас вполне устраивал...
До глубокой ночи мы плутали по деревням Хакассии... Спасибо людям, давали нам направления в пути. В одном месте даже удалось срезать километраж по короткому пути. Ночевали на берегу маааленькой речушки. Спали в эту ночь всего три часа. Время нас торопило...

продолжение следует...



Мир скучен для скучных людей.
Томыч 25.01.2015 / 17:04 / Сообщение 173
Оффлайн
Проверенный
Сообщений: 145
Награды: 3
Репутация: 28
Да, да, очень любопытно как там проезд с рудника до Ортона? Проеду ли на тяжелом моте?
PS кстати как раз там на сопку у Майзаса грохнулся пассажирский самолет, в 90-х дело было.


А что делать? А кому сейчас легко живется ;)
Чулышман Автор 25.01.2015 / 17:04 / Сообщение 174
Оффлайн
Сообщений: 8825
Награды: 33
Репутация: 860
Quote (Томыч)
на сопку у Майзаса грохнулся пассажирский самолет, в 90-х дело было.

Местные аборигены растащили самолёт на хозяйственные нужды...



Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 25.01.2015 / 17:07 / Сообщение 175
Оффлайн
Сообщений: 8825
Награды: 33
Репутация: 860


Дорогу спрашивали у всех подряд, много раз блудили. Скорее всего это окрестности Берикчуль. Большегрузные Белазы возили горную породу на заводик.

Основа всей экономики региона — технологически связанные: гидроэлектроэнергетика и производство алюминия.
В энергосистему Хакасии входят: Саяно-Шушенская ГЭС (входит в Енисейский каскад ГЭС, самая мощная в России — 6400 МВт), Майнская ГЭС (мощность 321 МВт) и три ТЭЦ суммарной мощностью 300 МВт.

На территории республики находятся Саяногорский и Хакасский алюминиевые заводы, а также ОАО «Саянская фольга» (все принадлежат «Российскому алюминию»).

Также в регионе осуществляется добыча угля (ООО «Угольная компания „Разрез Степной“» и Черногорский филиал ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания»).
Разработка углей ведётся двумя шахтами (Енисейская, Хакасская) и пятью разрезами с общим годовым объёмом добычи более 6 млн тонн.

Среди других предприятий цветной металлургии — ООО «Сорский ГОК» (ферромолибден и медный концентрат), ООО «Туимский завод по обработке цветных металлов» (медный прокат).
Коэффициент душевого производства по электроэнергии — 7,3, самый высокий в России; по углю — 5,3.

Хакасия — развитый сельскохозяйственный район Южной Сибири. Обширные площади, занятые пастбищами и сенокосами — основой развития животноводства (тонкорунное овцеводство, молочное животноводство). Важную роль играет коневодство. В растениеводстве главные культуры: пшеница, ячмень, овёс, просо. Из технических культур — подсолнечник, сахарная свёкла. Коэффициент душевого производства по животноводству — 1,2. Сельскохозяйственные угодья составляют менее 20 % от площади региона.



Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 25.01.2015 / 17:08 / Сообщение 176
Оффлайн
Сообщений: 8825
Награды: 33
Репутация: 860


Деревня в тумане.

Абаканский узел специализация на машиностроении (ПО «Абаканвагонмаш», дающее более 5 % российского производства грузовых вагонов, опытно-механический, сталелитейный, контейнерный заводы), переработке сельскохозяйственною сырья (мясокомбинат, пивоваренный и молочные заводы), производстве обуви и трикотажных изделий.

Черногорский узел — центр Минусинского каменноугольного бассейна (шахты «Хакасская», «Енисейская», Черногорский угольный разрез), разрез «Степной». Основа экономики города — Черногорский филиал Сибирской угольной энергетической компании (добыча каменного угля), имеются также мебельная фабрика, домостроительный комбинат. В прежние годы функционировали предприятия лёгкой и текстильной промышленности.

Саяногорский узел — один из трёх крупнейших алюминиевых заводов России — Саянский алюминиевый завод. В Саяногорске создана группа предприятий строительной индустрии (комбинаты «Саянмрамор», сборно-разборных зданий, домостроительный). Выше по Енисею — Саяно-Шушенская и Майнская ГЭС.



Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 25.01.2015 / 17:08 / Сообщение 177
Оффлайн
Сообщений: 8825
Награды: 33
Репутация: 860


Окрестности Майзас. Велось строительство дороги. У рабочих узнали направление Майзас - Междуреченск. Дорогой сложно назвать то, куда нас послали, но выбора не было... Лужи, грязь, колея от Уралов... вот она жопа! Пол дня мы пробивались к перевалу, перевалив с облегчением вздохнули. Грязи стало меньше, дорога каменистая, глубокие броды через речки, мостов нет... Преодолевая ходом очередную колею замяли заднюю "юбку" на Кузе. Буксуя в болотинке оторвали задние брызговики... это был наш день!!!

Автодорожная сеть республики наиболее развита в её центре, западе и юго-западе, что напрямую связано с расположением крупных городов региона.

По Хакасии проходит федеральная трасса Р257, которая возле столицы соединяется с трассой Абакан — Ак-Довурак. Наиболее развитые участки автомобильных дорог Хакасии: Абакан — Саяногорск, Абакан — Бея, Абакан — Абаза, Абакан — Сорск, Боград — Шира — Копьёво, Копьёво — Приисковый.

Автомобильные дороги к другим, более мелким населённым пунктам, представлены, в основном, грунтовыми дорогами, хотя в данный момент ведётся их смена на дороги с твёрдым покрытием.

Междугородное движение осуществляется во все соседние регионы: Красноярский край (Красноярск, Ачинск, Артёмовск), Тыву (Кызыл, Ак-Довурак), Кемеровская область (Междуреченск, Новокузнецк), Алтайский край и Республику Алтай (Бийск, Барнаул, Горно-Алтайск). Есть маршруты и на более дальние расстояния — Новосибирск, Томск.

Междугородные сообщения представлены автобусами, маршрутными такси, частными такси. С открытием сезона нагрузка возрастает на участки дорог Абакан — Шира, Абакан — Сорск (до санатория «Туманный»).



Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 25.01.2015 / 17:09 / Сообщение 178
Оффлайн
Сообщений: 8825
Награды: 33
Репутация: 860


Встретили джиперов из Красноярска. Они ехали с Алтая, с фестиваля джиперов. Ехали бездорожьем... Обрадовали нас: "правильно едите!"
Эти слова вселили в нас оптимизма.

Железная дорога Хакасии относится к Красноярской железной дороге (Абаканский регион). Общая протяжённость железных дорог составляет 663 км.

Железная дорога проходит практически через все наиболее значимые населённые пункты республики. Присутствует как электрифицированная железная дорога (Абакан — Калтас), так и неэлектрифицированные её участки (тепловозная тяга), составляющие основную часть железных дорог республики: Тигей — Копьёво, Аскиз — Абаза, Бискамжа — Тёя.

Узловой центр железных дорог республики — столица. По республике курсируют 3 основных поезда: местного формирования: № 659/660 Абакан — Красноярск (через Ачинск); № 675/676 Абакан — Новокузнецк (через Бискамжу); дальнего следования: № 67/68 Абакан — Москва-Ярославская (через Ачинск, Омск, Екатеринбург);

Кроме того, из Абакана, в зависимости от времени года и дня недели, прицепными вагонами или поездами сезонного формирования можно добраться до Иркутска, Тайшета, Томска, Адлера, Бишкека.

Участок железной дороги Тигей — Копьёво (и далее — Ужур, Ачинск) является связующим звеном между двумя железнодорожными артериями: Транссибом и Южсибом (Тайшет — Абакан — Новокузнецк — Артышта — Барнаул — Кулунда — Павлодар — Астана — Тобол — Карталы — Магнитогорск — Дёма). Помимо Абакана, узловой в республике является станция Бискамжа. Город Саяногорск связан с «большой» железной дорогой через станцию Камышта.



Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 25.01.2015 / 17:09 / Сообщение 179
Оффлайн
Сообщений: 8825
Награды: 33
Репутация: 860


Очередная речушка, перекус, небольшой отдых. Долго ещё плутали по тайге, по колеям, болотам, бродам. Встретили не мало интересных людей. В основном рабочие: вахтовики, лесорубы, геологи. Был момент, когда большой ястреб летел перед машиной, как бы указывая 
нам дорогу в лесу. Пролетит метров сто, сядет на ветку, мы подъезжаем он взлетает и парит впереди.

В Хакасии действует международный аэропорт. Располагается он в пригороде Абакана.
Авиаперевозки пассажиров и груза в Хакасии осуществляет ЗАО «Абакан-Авиа», ОАО «Владивосток-Авиа» и ОАО «Аэропорт Абакан». Выполняются рейсы в Москву, Норильск, Красноярск, Владивосток, Кызыл.

В зависимости от времени года, выполняются рейсы на юг России и в курортные страны, такие, как Таиланд и Турция.



Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 25.01.2015 / 17:09 / Сообщение 180
Оффлайн
Сообщений: 8825
Награды: 33
Репутация: 860


После обеда выехали к реке Томь. Ура!!! Через реку был пантонный мост... А мужики нас пугали, что реку не переедем. Переехали по пантонному мосту. Теперь мы с Наждаком спасены - жопы больше не будет! До Барнаула оставалось около 600 км по асфальту.

Искупались в реке Томь. Вода прозрачная. Заплыл на середину реки - видно мои ноги, дно, камушки а глубина приличная.

Исток Томи находится на западных склонах Абаканского хребта, на болотистом склоне между северными отрогами хребта Карлыган и горой «Вершина Томи». Первые километры течёт по заболоченной долине в юго-западном направлении. Относительно происхождения топонима «Томь» существуют различные гипотезы. В частности, известный лингвист и историк А. М. Кондратов (1937—1993) пришёл к выводу, что речное имя восходит к языку ныне весьма малочисленного народа кетов. Лингвисты указывают на два возможных значения слова «Тоом» (Томь): «река» и «темный». На протяжении реки очень много скалистых обрывов.

Длина реки — 827 км, ширина поймы до — 3 км, перепад высот от истока до устья — 1185 м, площадь водосбора — 62 тыс. км². Среднемноголетний расход воды и годовой сток соответственно: 1100 м³/c, 35,0 км³/год. Средняя скорость течения — 0,33 м/с, на перекатах — 1,75 м/с. Замерзает в конце октября — начале ноября, вскрывается в конце апреля. Средняя продолжительность ледостава — 158—160 дней, в среднем 175 дней в год свободна от льда. Дождевое питание реки составляет 25-40 %, снеговое — 35-55 % и грунтовое — 25-35 % годового стока.

Основные притоки: Аба, Бельсу, Кондома, Мрассу, Тайдон, Нижняя Терсь, Средняя Терсь, Верхняя Терсь, Тутуяс, Уса, Уньга, Искитимка, Басандайка, Ушайка.

Города на Томи: Междуреченск, Мыски, Новокузнецк, Кемерово, Юрга, Томск, Северск.

В конце 1960-х годов существовало предложение соединить Томь и Обь судоходным каналом в 50-60 километрах выше по течению от места впадения Томи. Предполагалось, что этот канал на несколько десятков километров сократит транспортный путь для судов, курсирующих по маршруту Томск—Новосибирск. Кроме того, Томск мог бы получить новый чистый источник водоснабжения — биологический и химический состав воды реки Оби к тому времени стал чище воды реки Томи.

В 1975 году началось строительство Крапивинской гидроэлектростанции на Томи в Кемеровской области у посёлка Зеленогорский. В 1989 году строительство было заморожено. Дальнейшая судьба гидроузла не определена.

6 мая 1982 года ряд томских учёных и специалистов опубликовали в газете «Известия» письмо, в котором выразили озабоченность обмелением реки в результате вычерпывания из неё гравия для хозяйственных нужд.



Мир скучен для скучных людей.
Форум » Сибирские экспедиции, путешествия, активный отдых. » Путевой дневник туриста » Off-road экспедиция Алтай-Тыва-Хакасия 2007 г. (Юность Кузи...(путевые заметки).)
Поиск: