Покорение Горного Алтая

  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Alex  
Форум » Автотуризм » Отчёты о путешествиях » Покорение Горного Алтая (как Казахские парапланеристы границу...)
Покорение Горного Алтая
Чулышман Автор 30.01.2009 / 23:34 / Сообщение 1
Оффлайн
Сообщений: 8825
Награды: 33
Репутация: 860
Уважаемый зритель! Дабы скрасить ваше время при просмотре туристического отчёта про Горный Алтай, мы предлагаем ВАМ приятную музыкальную заставку...
... синий такой плеер, там на треугольник нужно нажать, музыка и польётся. Прятного ВАМ просмотра.

1. Как все начиналось

- Едешь в Горный Алтай, Курай?
- Стопудово!

Таким был частый диалог с моими друзьями-пилотами из разных городов нашей великой и необъятной в начале лета 2005 года. Неведомый Курай Горного Алтая манил рассказами полетавших там друзей о красивых горах, мощных восходящих потоках, дальних маршрутах. Решение ехать туда я принял еще в начале года, когда узнал, что Федерация Сверхлегкой Авиации России решила проводить ХХV Открытый Чемпионат России по дельтапланерному спорту именно там. За нелегкое дело организации соревнований взялся барнаульский клуб экстремальных видов спорта «Триада». Сбывалась моя десятилетняя мечта полетать в Горном Алтае.
Выглядело все по-серьезному. Организаторы требовали внести предоплату за соревнования, требовали иметь радиостанции, и так далее. При помощи московских пилотов я и двое моих друзей, Саша Даурцев, он же Змей и Игорь Степанов, он же Стёпа, выполнили все эти условия и стали готовиться к поездке. Изначально Чемпионат планировалось провести с 8 по 23 июля, что меня устраивало на 100%, потому что с 1 по 7 июля я как раз находился на Алтае по другим делам, причем в 200 километрах от Курая. Но, к сожалению, потом сроки были перенесены на 23 июля - 4 августа и мне пришлось возвращаться, чтобы через неделю ехать вновь.
Ехать снова той же нудной дорогой мне совершенно не хотелось, к тому же, мы с Саней заранее запланировали разведать путь в Горный Алтай напрямик, через Риддер (бывший Лениногорск). По километражу это выходило короче аж на 800 верст. На моем атласе автодорог Горного Алтая, эта дорога присутствовала, и даже был обозначен таможенный пост, что означало, что мы сможем пересечь границу с соблюдением всех формальностей. Ну а 70-километровый участок, обозначенный на карте тонкой черной извилистой линией, обозначающей горный проселок, манил наши проходимские души дополнительными приключениями. Я поспрашивал своих знакомых из Восточного Казахстана, и выяснил, что сведения об этой дороге, как ни странно, весьма и весьма скудны. Дорога вроде как есть, но проехать можно только на джипе. Это нас вполне устраивало – ехать собирались на моей Делике и Сашином Прадо.
Но по возвращении из первой поездки, я с прискорбием узнал, что Змей с нами не поедет. Накануне они с off-road клубом «ПроходимецЪ» совершали прогулку по горным окрестностям Алматы, Сашина машина перевернулась и долго катилась по крутому склону. Его жена Кристина чудом не пострадала, а вот Саня серьезно поломался и этот сезон явно пропускал.
Но, свято место пусто не бывает.
Уже смирившись с мыслью, что поедем вдвоем, мы со Степой узнали, что еще один наш друг-пилот, Олег Проскура по прозвищу Цыган (ударение почему-то на первый слог), страстно хочет к нам присоединиться. Мы утрясли все формальности с организаторами, и Олег был зачислен в команду покорителей Алтая.
2. В путь
Итак, совершив все необходимые приготовления, 19 июля 2005 года мы выехали из Алматы в направлении Усть-Каменогорска, а дальше – Риддера. На крыше были крепко увязаны три наших дельтаплана, весом около 40 кг каждый, плюс комплект запасных труб, тоже не легенький. Багажник был выше стекол забит разным барахлом для походной жизни – ведь нам предстояло прожить в палаточном городке 10 дней. Мои товарищи с боем отбивали у меня каждую шмотку, норовя засунуть в Делику кучу, на мой взгляд, бесполезных вещей. Что поделаешь, похоже, после тридцати человек уже не умеет путешествовать налегке – он не может себе представить, как будет обходиться без привычных вещей. В итоге Делика представляла собой угрожающее зрелище, что явно не добавляло ей внедорожных качеств.

Трасса Алматы - Усть-Каменогорск находится в довольно приличном состоянии, что позволяет выдерживать ровный скоростной режим. Ехали не быстро – 90-100 км/ч - торопиться особо некуда, а вес груза и сопротивление дельтапланов на крыше ощутимо увеличивают расход топлива.
Рулевыми были я и Олег. Степа же месяц назад лишился своих «прав», так что служил одновременно балластом и диджеем. Хитом среди наших дорожных дисков стал его mp3 сборник детских песен из старых мультиков и фильмов. Ностальгия накрыла нашу команду «тех, кому за тридцать» - басом орали во всю глотку детские песенки, оглядывая по ходу красоты Великой Степи.

К вечеру того же дня мы добрались до Усть-Каменогорска. Стали спрашивать дорогу на Риддер и одновременно осторожно узнавать, а не знает ли опрашиваемый о прямой дороге в Горный Алтай. Все говорили про Шемонаиху или Веселоярск. Про Риддерскую дорогу никто не знал, что все больше и больше добавляло интриги к нашей затее. Решили ехать дальше, в Риддер и там ориентироваться на местности. У нас были всевозможные карты, как в бумажном, так и в электронном виде, на которых присутствовала эта дорожка, так что заблудиться нам не грозило. И даже в случае провала операции по поиску дороги, у нас всегда оставался объездной путь. Правда, это были бы лишние 900 км.
На извилистые дороги Риддера мы заехали уже глубокой ночью, часа в два. Олег проигнорировал знак «50», за что был остановлен первыми гаишниками, попавшимися нам на пути из Алматы. Впрочем, гайцы оказались на редкость нормальными мужиками. Ну а после демонстрации магической бумажки – Официального Приглашения для Национальной Сборной Республики Казахстан, высланного нам организаторами соревнований, они вообще растаяли, не стали брать с нас никаких штрафов, а наоборот, нарисовали нам подробный план, как выехать из Риддера на эту дорогу (тут мы впервые услышали официальное подтверждение того, что дорога все-таки существует) и даже дали номер мобильника, по которому можно было бы им позвонить, если мы окажемся настолько деревянными, что заблудимся.
Насторожило одно. Булат, старший патруля, при прощании сказал: «ну, до скорой встречи» и хитро улыбнулся...
Снабженные схемой, мы быстро миновали пустые улицы спящего Риддера и выехали на гулкую бетонку окраины, а потом на широченный грейдер, встретивший нас многообещающей надписью, что-то типа «Трасса Риддер - Граница РФ», сообщавшей, что до границы нам осталось пилить всего 60 км. Стало довольно прохладно, термометр показывал забортную температуру +3 градуса. За новеньким ограждением свежеотстроенной дороги высились темные ели и березы. Мы быстро выехали из полосы густого тумана, а верный GPS показывал устойчивый подъем. Изредка над дорогой пролетали совы, а прожекторы фар то и дело выхватывали зайцев, которые, как обычно, принимались тупить и бежать перед машиной, что здорово нас веселило.
Так, по этой прекрасной грунтовке мы проехали довольно долго. Но вдруг из темноты стали то и дело появляться спящие тела дорожной техники. Катки, КАМАЗы, бульдозеры, экскаваторы наводили на мысль, что лафа скоро подойдет к концу.
Так оно и получилось. Грейдер постепенно сузился, укатанное покрытие превратилось в грязь, смешанную с камнями. На одном из подъемов, выехав из-за очередного поворота, мы дружно сказали американское «О-ОУ...»
Довольно широкий участок дороги представлял собой месиво из глины и камней длиной метров семьдесят, обильно смоченное не то росой, не то дождем. Цыган, все это время сидевший за рулем, вышел посмотреть, что это такое, и сразу по щиколотку утонул в этой жиже. Мелькнула предательская мысль «приехали», но я тут же ее отогнал, сел за штурвал, включил все деликовские внедорожные прибамбасы и... без особого труда преодолел наше первое препятствие. Те самые камушки, присутствовавшие в грязи, оказывается, придавали ей прекрасные сцепные свойства. А то, что смесь была нетвердой, давало надежду на то, что мы не повиснем на мостах в глубокой камазьей колее.
Поднявшись на высоту 1500 метров над уровнем моря, мы поняли, что достигли вершины перевала. Начался затяжной спуск в долину. Начало светать. Таинственный лес вокруг, окутанный клочками тумана, спящие монстры дорожной техники, ни души... Детские воспоминания, навеянные Степиным диском, усилили ощущение таинственной сказки. Мы преодолели еще несколько грязевых засад, некоторые из которых довольно резко уходили вниз, что вызывало сомнение в том, что мы сможем здесь подняться обратно без посторонней помощи.
Вдруг из тумана показался поднятый вертикально вверх шлагбаум. За ним, метрах в пятидесяти, еще один, и тоже в положении «мечта импотента». Между ними, справа от дороги, высился большой двухэтажный деревянный дом. «Наверное, это уже граница», предположили мы, и после недолгого совещания, решили все-таки посигналить. Хотя, сейчас-то я знаю, что можно было проехать без остановки и сэкономить кучу времени - это нам не грозило ровным счетом ничем.
После серии длинных гудков в окне второго этажа обнаружилось шевеление. На крыльцо вышел заспанный человек в таможенной форме. За ним показался и второй. Да, мы не ошиблись, это был рубеж Казахстана.
Таможенники (пограничников там нет) долго выясняли кто мы и куда. Естественно, спросили про наличие водки, и чего-нибудь запрещенного. Меня, как хозяина транспортного средства, увели наверх. Новый, еще не обжитой дом встретил большими пустыми комнатами и стандартными плакатами на стенах. Долго, при свете свечки (нет бензина для генератора) заполняли какие-то журналы и бумажки. Было видно, что это им приходится делать нечасто. Наконец, после соблюдения всех формальностей, я услышал замечательную фразу:
- А вы не проедете в Горный Алтай.
- ?
- А россияне вчера границу закрыли. Сняли таможню.
- Почему?
- А надоело им жить в вагончике, вот и закрыли. Так что езжайте назад и пересекайте границу в другом месте.
- Да ты чего, друг? Мы обратно и не поднимемся, там такая засада. Да и далеко в объезд, мы уже на соревнования опаздываем. Давай мы все-таки поедем, они ж нас пригласили. Как-нибудь договоримся с ними.
- Ну, как хотите. Но дорога там плохая.
- А ты ездил?
- Я не ездил. Но говорят, сильно плохая.
- Ничего. Прорвемся.
Таможенник пожал плечами и пошел досматривать свой утренний сон. А мы тронулись в наш путь в неизвестность. К тревогам предстоящего бездорожья прибавилась еще одна червоточина: «а вдруг правда, не пропустят?»
Строительная техника стала попадаться все реже, мы миновали еще пару относительно сложных мест. Мы, а особенно Игорь, не переставали восхищаться неожиданной, с учетом того, как она была нагружена, проходимостью Делики. Степа участвовал в подобном оффроуде впервые. У Олега есть «квадратная» Делика, старшая сестра моей «булки», но ее он приобрел недавно, по бездорожью еще не испытывал.

Снова начался уверенный подъем. Участок строительства закончился, дорога стала выглядеть, как довольно сносная лесная колея, и лишь иногда моим верным штурманам приходилось выходить и расчищать путь. Я же, на правах хозяина ласточки, которой владею уже два года, сел за штурвал. Это не первое наше с ней испытание, я лучше чувствую, что и как надо делать.

Светало все сильнее, и вокруг стали раскрываться безумные красоты Алтайских гор. Я то и дело останавливался, чтобы сделать снимок.

Из просеки, что возвышалась перед нами, прямо посередине ее показался ослепительный огненный шар Солнца и видимость упала практически до нуля. Я ощущал себя, чуть ли не пилотом Шаттла, как вдруг Олег сказал, что ему кажется, что впереди что-то есть. Я еще больше замедлился и вовремя – мы практически уперлись носом в закрытый шлагбаум.

Слева от дороги стояла большая деревянная изба, не обнесенная забором. Лаяли собаки. Через некоторое время в дверях показался заспанный мужик в камуфляже, оказавшийся егерем заповедника.
- Вы куда?
- Да вот, в Горный Алтай, на соревнования.
- Так граница же закрыта, вам что, таможня не сказала? Они же вчера приезжали сюда договариваться - многозначительно кивнул он в сторону кучи пустых бутылок.
Я решил прикинуться совершенно гофрированным шлангом:
- Неее, не сказала, а что такое?
- Как не сказала? А вы их вообще, видели??
- Ну да, видели. Досмотр провели, записали, все чин по чину.
Тут егерь практически дословно пересказал то, что сказали нам таможенники. И приправил это своими страшными историями о том, как злые российские погранцы отправляли назад целые семьи, ехавшие к родственникам в поселок, расположенный в километре от заставы. О том, что дорога полностью убитая, что «на этом» мы вряд ли проедем, погранцы вчера еле на уазике проехали. Про страшную горную реку Хайдун, преграждающую этот 30-ти километровый отрезок пути ровно посередине. После дождей (которые идут уже неделю почти каждый день) Хайдун вспухает и становится непроходимым. Что весной при переправе в нем утонул человек и так далее... В общем, все его речи сводились к тому, что нам надо ехать назад. Но мы были тверды в своей решимости сунуть голову в пасть льву, поэтому егерь сдался, переписал в журнал наши паспорта и открыл шлагбаум. Началась Российская земля.
3. Эх, дороги
Сначала российская дорога совершенно не отличалась от казахстанской, все та же сносная лесная колея. Все-таки чувствовалось, что когда-то мы были одной страной. Даже появлялись мысли о всеобщем заговоре – мол, сговорились всех отваживать, чтоб не пускать в свои земли заповедные, а на самом-то деле дорога нормальная.
Никаких следов строительства здесь уже не наблюдалось. Интересно, тогда получается, что Казахстан строит дорогу в никуда, зарывая в землю миллионы тенге?
Через пару километров случилась первая засада – я не заметил коварно замаскированную посередине колеи каменюгу и машину сотряс ощутимый удар. «Где-то мы уже такое проходили» подумал я, вспомнив первый выезд на Делике в горы – поездку на Иссык-Куль. Стали заглядывать под днище – вроде бы ничего серьезного, защита, конечно, помялась, но осталась на месте. Можно продолжать путь. Лужи в колее становились все более глубокими, А время от времени дорогу пересекали бревенчатые мостики, которые уже давно перестали выполнять свою функцию, провалившись в ручей, над которым они были настелены.
Когда мы встречали такое препятствие, Олег выходил, становился перед машиной, и начинал показывать мне правильную траекторию. Надо сказать, что делает это он мастерски. Как настоящий Ростропович, он дирижирует так, что на дорогу смотреть совершенно необязательно, нужно лишь внимательно следить за его руками и выражением лица, и препятствие преодолевается без особого труда.

Постепенно лес отошел в стороны, и дорога побежала (а точнее – поползла) по обширным открытым пространствам, покрытым безумными травами и цветами. Укатанная каменистая земля сменилась раскисшей колеей, в некоторых местах размытой настолько, что провались туда колесо, можно было бы запросто перевернуться. Степаше стало невмоготу от внедорожных переживаний, и он решил на некоторое время погрузиться в анабиоз. Мы же с Олегом продолжали исполнять наши партии дуэтом.

Мне постоянно приходилось следить за тем, чтобы колеса Делики шли по гребню колеи. Впрочем, на размытой глине это довольно тяжело, поэтому несколько раз мы все же соскальзывали на дно. Но каким-то чудом или везением всегда за что-то цеплялись и выезжали. Моим штурманам даже ни разу не пришлось толкать машину. Здорово помогал отыскать верный путь также след пограничного уазика, прошедшего здесь накануне. Мы рискнули предположить, что он ездит здесь не впервые, поэтому знает, куда рулить. И оказались правы – неведомый пограничный водитель знал свое дело.
Тем временем, начался постепенный уверенный спуск, что предвещало скорую встречу с грозным Хайдуном. Игорь сменил Олега на штурманском посту и с энтузиазмом взялся за дело. Читая пограничный след как легенду и совмещая ее с реальной обстановкой, он то и дело командовал мне "левее, правее". Впрочем, иногда наши мнения не совпадали, и я выбирал собственный путь. Все-таки, судя по следам, уазик тоже конкретно застревал. Как-то нам попалось очень сложное место, проехав которое я сказал – в случае чего, обратно здесь мы поднимемся только на буксире. Но об этом позже.

В какой-то момент, сквозь звуки музыки (кажется, это был Rammstein), я услышал, что под днищем стало что-то скрежетать. Осмотр показал, что тонкая металлическая защита все-таки сорвалась с креплений. Впрочем, ко времени этого осмотра она уже представляла собой кусок скомканного железа, явно не подлежащего восстановлению, поэтому я решил на это дело наплевать. Как говорится в известном анекдоте: высохнет – само отпадет. Так оно и случилось – через некоторое время звуки из-под днища прекратились, лишний груз отпал сам.
После очередного поворота из-за леса показались какие-то строения. Большинство из них были полуразрушены, вокруг валялись обломки какой-то механизации, но около одного стоял грузовик Урал вполне целого вида. Когда мы проезжали мимо, Игорь заметил, что из Урала в дом тянутся провода. Видимо, здесь кто-то есть живой, к тому же с серьезным грузовиком. Это не могло не радовать.
Дорога из деревни спустилась к неглубокой речушке и... пошла прямо по ней. Некоторое время мы ехали по воде среди густого кустарника и выехали на берег бурной горной речки. Мы тут же перефразировали слова популярной песенки и спели: Хало, Хайдун!
Растолкав спящего Цыгана, мы стали держать совет. На вид Хайдун не выглядел таким грозным, каким его описывал егерь, явно просматривался брод, но все же мы решили отправить разведчика. Как обладатель наибольшего слоя подкожного утеплителя, вызвался идти Степа. Снял, чтобы не замочить, трусы, надел на ноги резиновые тапочки, задрал майку и шагнул в ледяную воду.

Когда он дошел до другого берега по месту предполагаемого брода, мы увидели, что вода все время доходила ему выше колен, что в принципе, не внушало опасений. Обратно он прошел выше по течению, там было несколько глубже, но тоже вполне для нас проходимо. Игорь здорово замерз во время своего отважного похода, поэтому мы заблаговременно включили на полную катушку печку.
Решили ехать чуть наискосок, вниз по течению. Я включил пониженную передачу и потихоньку спустился в русло реки. Уверенно переваливалась по речным камушкам, Делика переехала Хайдун, как очередную лужу. Ну что ж, очередная маленькая победа и пройденный этап.
За рекой снова начался подъем, дорога стала снова укатанной и каменистой. То и дело ее пересекали громадные глубокие лужи от вчерашних дождей. Игорь по прежнему командовал, в какую сторону мне рулить, Олег снова завалился спать. Миновав подъем, мы снова выехали в долину, как две капли воды похожую на две предыдущие. Снова те же размытые колеи и высокие травы.
Но вот долина закончилась и дорога, которая стала резко уходить вниз, стала представлять собой два ручейка с очень скользкими берегами. Я снова включил пониженную, а мой штурман начал ощутимо нервничать. Видно было, что ему не по себе. Мной же уже давно овладело чувство здорового пофигизма, я был совершенно расслаблен и не придавал состоянию дороги особого значения, продолжая полуавтоматически совершать правильные манипуляции рулем, педалями и ручками коробки передач и раздатки. Меня больше беспокоили предупреждения о закрытости границы. Ведь если даже мы справимся с природой, то обычные бюрократы могут свести на нет все наши усилия... Как не пустили когда-то Пржевальского в Лхасу, когда он уже почти дошел до нее. Впрочем, эти мысли я тоже запихивал поглубже.

Это, пожалуй, был самый трудный участок нашего пути. Любой автомобилист знает, насколько спуск тяжелее и опаснее подъема. У нас же была тяжелая груженая машина, с высоко поднятым центром тяжести – на крыше лежало около 130 килограммов. Осторожно, как мог, я медленно направлял наш танк (с этими хлыстами на крыше, Делика здорово на него смахивает) все ниже и ниже по скользкому склону. Опасность соскользнуть в колею и застрять здесь сменилась опасностью того, что начнется неуправляемое скольжение вниз, нас развернет, и мы упадем на бок. Поэтому иногда я намеренно съезжал в колею, когда она была не особенно глубокой – ведь если что, сила гравитации помогла бы нам вылезти.
Когда спуск уже сходил на нет, случилось первое за всю дорогу более-менее серьезное застревание. Посередине особенно крутой ступеньки машина вдруг просто остановилась. Вроде бы ничего не мешает, впереди почти ровная дорога, машина стоит под углом 15 градусов вниз, а колеса буксуют. Причем все. Странное дело. Заглянув под машину, мы поняли, в чем дело. Мы напоролись на толстое бревно, оставленное кем-то из застревавших в этой колее. Оно вздыбилось, упершись одним концом в землю, другим – в поперечную балку, и мы повисли на ней, как медведь на рогатине. Оба штурмана начали чесать репы в поисках решения, а я сел за руль и попробовал подергать машину. И, странное дело, после нескольких поворотов руля, казавшаяся несколько минут назад плотно засевшей, машина плавно снялась с бревна и поплыла дальше.
Спуск уже почти закончился, как вдруг то место, где мы собирались проехать, снова стала дорогой в общепринятом понимании этого слова. Слева показалась какая-то ограда (как мы потом узнали, весь Горный Алтай покрыт такими заборами – за ними свободно пасутся маралы, составляющие основной вид деятельности горных алтайцев). Мы поняли, что скоро нас ждет встреча с российскими пограничниками.
3. Граница на замке
- Ребяяята! Как мы рады вас видеть!!!
Это были первые слова, которые мы произнесли, когда из небольшого зеленого вагончика, стоявшего по левую сторону дороги вышли двое солдат с автоматами. Шлагбаума рядом с вагончиком не было, но все-таки мы решили около него остановиться. Уж больно он напоминал контрольно-пропускной пункт. Так оно и было. Выйдя из машины, радуясь первым живым людям после безумного перехода, мы были готовы расцеловать этих парней. Казалось, все трудности позади, но...
- Вы откуда и куда? Поинтересовались слегка удивленные бойцы.
- Да вот, спортсмены мы, едем соревноваться – я снова вытащил нашу Магическую Бумагу-Приглашение.
Оба внимательно ознакомились с ней.
- Казахи?
- Они – да – киваю на Олега с Игорем – а я – россиянин.
- А машина?
- Машина казахстанская.
- В общем так, ребята... граница официально закрыта со вчерашнего дня. Не знаю, как вас казахи пропустили, ведь наше начальство вчера к ним ездило договариваться, но путь отсюда у вас один – назад.
Мы не верили своим ушам. Наши худшие опасения сбывались. Но сдаваться мы не собирались. Сначала мы пробовали поуговаривать солдат. Впрочем, быстро поняв, что это бесполезно, попросили их связаться с начальством. Один зашел за сосну, стоявшую поодаль от вагончика, и стал на нее кричать. К сосне была приделана радиостанция, отличавшаяся ужасным качеством связи.
Мы приготовились к долгому ожиданию, но как ни странно, уже через 10 минут на дороге показался армейский уазик. Из него вышел деловитый майор, на вид похожий на казаха. Задав те же вопросы, что и солдаты, он прочитал Приглашение и... слово в слово повторил то, что сказали они. Вы опоздали на сутки. В связи с необорудованностью поста и плохим состоянием дороги, было решено полностью закрыть пункт пропуска «Карагай». Таможенники снялись и уехали вместе со своим вагончиком. Возвращайтесь назад.
Дело принимало совсем дурной оборот, но раз уж на этом уровне все не решалось, то надо было пробовать достать до уровня повыше. Мотивируя тем, что назад нам все равно физически не заехать (что было совершеннейшей правдой) мы с трудом упросили сопроводить нас до того места, где есть связь – мы будем дозваниваться до организаторов соревнований, до начальства, до президента путина, кого угодно. Несмотря ни на что, российские военные все-таки не лишены здравого смысла и нам приказали следовать за уазиком на заставу.
Застава располагается на краю небольшого мараловодческого поселка Карагай, расположенного в пяти километрах от КПП. Когда мы приехали туда, нам сообщили, что во всем поселке нет электричества, соответственно и связи. Когда будет – неизвестно. Ждите.

Воспользовавшись паузой, я, впервые с тех пор, как мы подъезжали к Риддеру, погрузился в глубокий сон. Не знаю, сколько я проспал, когда дверь машины открылась, и тот же майор сообщил, что свет дали и можно идти звонить. Посадив майора в Делику, мы поехали по немощеным улицам поселка. Сельчане, подавляющее большинство из которых – алтайцы, провожали нас удивленными взглядами.
Когда мы нашли местного связиста, он «обрадовал» нас тем, что с их АТС дозвониться куда-либо очень проблематично, а до Барнаула – вообще нереально. Но попробовать, конечно, можно. АТС располагается в обычной с виду избе, только почему-то в полуподвальном помещении, и представляет собой ржавый железный шкаф с кучей проводов и релюшек. Вручив Игорю трубку, он объяснил, как набирать номер, а сам со скучающим видом сел за стол и стал разгадывать кроссворд. Все это очень напоминало сцену из великого фильма Кин-Дза-Дза, когда главные герои звонили на Землю с планеты Плюк.
Я понял, что это надолго, решил оставить Степу и майора наедине с железякой и отправиться на поиски съестного. Но когда я уже выходил из избушки, я услышал, что Игорь явно с кем-то разговаривает! Вернувшись, я услышал, как он кому-то излагает краткую версию случившегося, диктует телефон пограничного начальника, который дал ему майор. Оказалось, что Степа с третьего раза дозвонился до клуба «Триада», и передал туда наш SOS. Игорь договорился с человеком, с которым разговаривал (это был Алексей Мищенко, ставший впоследствии Главным Секретарем соревнований, человеком, который считает результаты) о том, что он перезвонит через некоторое время и, на всякий случай, оставил телефон этой АТС.
Как потом оказалось, это было настоящим везением, почти чудом. Игорь потом крутил диск непрерывно в течение двух часов с целью узнать о наших перспективах, но так и не дозвонился. Равно как не дозвонился до нас и Алексей.
Пока Игорь зарабатывал мозоль на пальце, мы с майором, который вызвался меня проводить, отправились в магазин за продуктами. Несмотря на малые размеры поселка, магазинов в нем оказалось несколько. Побродив по улицам поселка, мы наткнулись на несколько групп молодых алтайцев. Трезвых среди них не было ни одного, и это в 11 утра. Прискорбная картина. Думаю, что не будь со мной майора, инцидентов было бы не избежать – чужаки появляются здесь нечасто.
Разговорившись с майором, оказавшимся очень приятным человеком, мы узнали, что зовут его Дайши, по национальности он бурят, живет он в другом поселке, более крупном, чем этот, а здесь он в составе комиссии по случаю закрытия границы. В погранвойсках он служит всего два года, а вообще-то он (!) летчик-истребитель. Так вот почему он нам помогает! Воздушное братство! Полк, где он служил, сократили, а его, десять лет отлетавшего на истребителях, просто выкинули на гражданку. Помыкавшись по незнакомой гражданской жизни, он снова пошел служить по контракту туда, куда возьмут. В итоге элитный военный летчик оказался в таежной дыре, прикованный к земле. Ужасная, на мой взгляд, судьба для пилота. Но в российской армии такое случается сплошь и рядом.
Тем временем, мы сготовили нехитрый бутербродный обед, накормили нашего Игореху-телефониста, а сами отправились ждать к заставе, ведь информация уже была запущена и вполне мог быть получен результат. Ждали два часа, потом пришел расстроенный Игорь, сказал, что дозвониться так и не смог. Тут вышел Дайши и сказал, что нам нужно уехать на КПП и ждать там. Дескать, какому-то начальнику, находящемуся здесь в составе той же комиссии, что и наш друг-майор, не нравится, что мы здесь торчим, и что он никогда не разрешит нам проехать. Мы снова уехали на заставу, развлекать солдат. Что ни говори, а служба у них скучная.
Там, на КПП, мы провели весь день. Нас то вызывали по рации на заставу, говоря, что начальство дало добро на наш проезд, то снова отправляли назад, когда другое начальство запрещало нам проезд. Мы сбились со счета, сколько раз мы ездили туда-сюда, но не менее пяти. Наряд на КПП сменился, взамен двух парней заступила смешанная пара – парень и девушка. Алена делала жутко строгий вид, но даже автомат, с которым она не расставалась, не заставил нас видеть в ней настоящего солдата. Девушка есть девушка.
На этой заставе служат только контрактники, солдат-срочников нет. Военные живут там, как в старое время жили казаки в слободах – с семьями, ведя свое хозяйство и ходя на службу, как на работу.
В конце концов, часов в пять вечера приехал обрадованный Дайши и сказал, что окончательное «добро» получено от Самого Главного Пограничного Начальника Республики Алтай. До него дозвонились организаторы соревнований. Ура! Мы победили! Добрая воля возобладала над военным бюрократизмом!
Пока мы мариновались на КПП, выяснили, что в поселке есть даже страховой агент – жена одного из пограничников. Неплохо – одна из проблем решена. Когда мы приехали на заставу, оказалось, что ее уже вызвали – она быстро пришла и кое-как выписала мне страховку ОСАГО. Оказывается, мы были ее первыми клиентами. И, похоже, в ближайшее время – единственными. Границу-то закрыли. Также пограничники выдали Игорю и Олегу миграционные карты.
4. На свободе.
Наконец-то мы были предоставлены сами себе! Почти все документы у нас в порядке, но оставалась одна, самая крупная проблема – удостоверение временного ввоза на автомобиль. Это удостоверение выдается таможенными органами, а таможня из Карагая уехала в столицу республики, город Горно-Алтайск, до которого было 500 верст, причем совсем в другую сторону от Курая – цели нашей поездки. Мы решили, что раз уж сумели прорваться через пограничников, то с ГИБДДшниками, которые могли попасться нам на пути, как-нибудь договоримся. Тем более, что с нами было невидимое благословение Главного Пограничника Республики. И мы решили, что доедем до Курая, а на следующий день поедем на монгольскую границу, в Ташанту и оформим временный ввоз там. План четок, будущее – хрустально, дорога – прекрасна (да, после самых сложных тридцати километров моей жизни этот не самый ровный грейдер казался изумительным автобаном). Вокруг расстилались чудесные пейзажи Горного Алтая. Бесчисленные маральники, (правда, самих маралов удалось увидеть лишь однажды), небольшие поселки, живописные реки. Очень красивые места.




Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 30.01.2009 / 23:35 / Сообщение 2
Оффлайн
Сообщений: 8825
Награды: 33
Репутация: 860
5. Горный Алтай, Курай
Через 100 километров после выезда из Карагая мы достигли Чуйского Тракта – дороги, соединяющей Россию и Монголию. Большая его часть проходит вдоль реки Чуя, отсюда и название. Сейчас его полностью отреставрировали, и он находится в прекрасном состоянии. Впрочем, по нему мы ехали уже в темноте. Приехали мы в Курай глубокой ночью. В легенде проезда к лагерю, разосланной организаторами, были даны указания, и координаты. Мы с Игорем спали, но я проснулся от громких матов: Олег, сидевший за рулем, искал лагерь уже полчаса, колеся в темноте по окрестным холмам, и его терпение подходило к концу. Стрелка GPS показывала, что до лагеря то 50, то 20 метров, мы крутились на месте, но вокруг ничего не было. В конце концов, мы снова выехали на трассу, нашли тропинку среди елей, и – вот он, лагерь! Спрятался на большой поляне, с одной стороны окруженной высокими елями и ручьем, а с другой - невысокими холмами. Судя по количеству машин и палаток, народа было уже много, несмотря на то, что основная масса пилотов должна была приехать только завтра. Встретив нескольких неспящих, мы немного пообщались и легли спать в машину.
Наутро мы выбрали места для палаток, выгрузили большую часть вещей (дельтапланы сгружать не стали – хотели вписать их в таможенные декларации) и поехали в Ташанту, расположенную в 150 км, намереваясь закончить, наконец, оформление документов. Но до этого нам пришлось проехать 50 км назад по тракту, в поселок Акташ, где расположен штаб погранвойск, и взять там пропуск в погранзону. Странный порядок, если честно.
Мы миновали сковородку Курайской Степи, проехали живописный невысокий горловидный (пилоты так и называют это место – «горло») перевал, где тракт подходит вплотную к реке, а горы стоят стеной с обеих сторон. По пути мы увидели несколько парящих парапланов. Народ уже приступил к тренировкам.
На одном из поворотов серпантина я заметил стоящую машину со странно знакомым номером. «Да это же астанинский номер!» воскликнул я и автоматически остановился. Встретить земляков в такой дали от дома особенно приятно. Мы с радостью поздоровались и поговорили с молодой парой. Они приезжали к родственникам в Кош-Агач, а теперь возвращаются домой. Оказалось, казахстанские машины здесь не редкость, ведь в поселке Кош-Агач, районном центре одноименного района, в основном проживают российские казахи. Вторую часть составляют алтайцы. Русских там вообще нет.

Из горла мы выехали в обширную Чуйскую Степь (не имеющей никакого отношения к знаменитой Чуйской Долине, расположенной в Казахстане), в центре которой и расположен Кош-Агач. Кстати, здесь работает сотовая связь, и мы тут же принялись строчить смски любимым. Пейзаж здесь еще более суровый, чем в Курайской Степи, почти лунный – совершенно безлесные горы по краям, каменистая почва, ни деревца. Единственной зеленью здесь является низкий кустарник, трава и камыши, растущие в широком заболоченном русле Чуи, приютившем также и мириады комаров, вылетающих вечером на охоту.

Село Кош-Агач поражает тем, что, несмотря на название, в нем нет ни одного дерева, но, тем не менее, все дома и заборы сделаны из новой древесины. Как мы потом узнали, несколько лет назад сильное землетрясение практически разрушило поселок, большинство из домов которого были каменными, и правительство выдало населению очень много древесины для восстановления домов.

6. Таможня добро не дает
Когда мы приехали на таможню, то пришлось ждать около сорока минут – оказалось, что случай наш выходил за рамки полномочий обычного инспектора, нужен был начальник. Пока ждали, я решил заехать на яму, расположенную в гулком ангаре, предназначенном для досмотра автомобилей, и оценить, что же сотворили карагайские буераки с днищем моей ласточки. В результате были обнаружены следующие потери: снесена защита, погнуты болты ее крепления, сорван виброгасящий грузик, висевший рядом с карданом (честно говоря, я не почувствовал никакой разницы с ним и без него) и, самое неприятное – порван пыльник внешней "гранаты" на левом колесе и лопнул хомут на внутренней. Предстоял полевой ремонт.
Приехал начальник поста. Выслушал и сказал, что ничем помочь он нам не может. Это меня даже развеселило (таким нервным смешком).
- Но почему??
- А у нас другая зона ответственности. Мы регистрируем машины, приезжающие из Монголии, а не из Казахстана.
- Но у вас же единая база данных, какая вам разница?!
Тут он пустился в объяснения мне тонкостей таможенной регистрации транспортных средств. Из этих объяснений я извлек совершенно противоположный вывод – помочь он нам в принципе может, но не хочет брать на себя ответственность.
Я попросил его связаться с начальством. Он сказал – без проблем и позвонил начальнику таможенного управления. Объяснив ему ситуацию, он повесил трубку и снова сказал «нет». Я попросил снова соединить меня с начальником, сам долго разговаривал с ним, просил, убеждал, как мог, но тот все равно ответил отказом. Единственное, что он мог для нас сделать – зарегистрировать в Горно-Алтайске, до которого было около 600 км.
Это нас в корне не устраивало – завтра начинались соревнования.
Я позвонил нашему покровителю, Начальнику Пограничного Управления. Объяснив ему эту парадоксальную ситуацию – мы приехали сдаваться, а нас не берут, спросил что делать. Он сказал ничего не делать. Спокойно соревноваться, а потом, когда мы соберемся выезжать, они все уладят с таможней. Ведь домой мы поедем через Горно-Алтайск. Если остановят гаишники – звонить ему. Мы под его юрисдикцией.
Несолоно хлебавши, мы поехали обратно. В Кош-Агаче купили пыльник от Нивы – прикинули, по размерам должен подойти. Найдя посередине поселка небольшую ямку на обочине, пытались сделать-то что-то с лопнувшим хомутом, тут подъехал какой-то дядька на Жигулях и дал нам кусок отменной проволоки. С этой проволокой я потом приехал обратно в Алматы.
7. Полетели
Подробно рассказывать про соревнования я не буду, это достойно отдельного большого рассказа. Скажу только, что это были самые интересные, самые рекордные и самые, порой, тяжелые полеты за всю мою десятилетнюю дельтапланерную карьеру. Курай и оправдал и превзошел все наши надежды и ожидания. Огромный опыт.
Это были совмещенные Чемпионаты, дельтапланерный и парапланерный. Парапланеристов было 110, нас 32. Интереснейший опыт совместных полетов и совместных вечерних посиделок у костра за пивом и гитарой сильно сплотил наши вечно конкурирующие стороны одного, по сути, спорта.
Противостояние дельтиков и парапентов сродни давней вражде лыжников и сноубордистов. Это постоянные споры о том, что круче, что безопаснее, что легче, что дороже, что выше, что быстрее, что дальше... Всем давно уже все известны все аргументы «противника», тем не менее, эти споры никогда не прекращаются. На этих же соревнованиях, как ни странно, сильных баталий я не замечал. Как-то раз ко мне за ужином присел один начинающий парапланерист и начал задавать обычные дилетантские парапланерные вопросы о дельтапланах с прицелом сравнить это с тем, что он уже узнал о парапланах, но я просто терпеливо и подробно отвечал ему, не ввязываясь в спор.
Мы как старший и младший братья одной летной семьи. Похоже, что до большинства пилотов все-таки уже начало доходить, что небо – для всех и его хватит всем. И, надеюсь, что подобные совместные соревнования будут проводиться и в будущем.
В этот раз в региональном зачете я выступал за команду моей родной Свердловской области. Хотя обычно я выступаю за Казахстан, который считаю своей второй Родиной, здесь сыграл роль меркантильный вопрос – РОСТО полностью оплачивало мое участие. Я чувствовал себя, словно футбольный легионер, получающий миллионы долларов за переход из клуба в клуб. В итоге, я оправдал оказанное доверие – мы заняли первое командное место. Большое спасибо моим друзьям-землякам Сергею Суклете, Олегу Андрееву и Александру Калужину. Также огромное спасибо всем пилотам, приехавшим в Курай. Без вас этот праздник не состоялся бы.
В личном зачете я занял восьмое место, уступив семерым сильнейшим спортсменам России. Тоже неплохой результат.
В неофициальном клубном зачете я выступал за Сборную Команду Казахстана (так мы назвали команду). Четвертое место.
Результаты соревнований здесь.
А сюда я положил все фотографии с поездки и полетов.



Мир скучен для скучных людей.
Чулышман Автор 30.01.2009 / 23:37 / Сообщение 3
Оффлайн
Сообщений: 8825
Награды: 33
Репутация: 860
8. Домо-ооой
Но вот в буквальном смысле пролетели соревновательные дни, отгуляли ночи, отгремели грозы (из-за которых мы соревновались только пять дней из десяти), подошло время собираться домой. В один из нелетных дней мы с Олегом заменили пыльник на "гранате". Оказывается, это не так просто, когда совершенно не представляешь, как это делается. Когда же поймешь - все становится не так уж сложно. Также я тщательно отмыл машину, ведь обратно предстояло ехать по асфальту, уныло и без приключений.

В обратный путь у Делики прибавилось и пассажиров и багажа. Мы взяли с собой Женечку Ларицкую и Сергея Баринова, пилотов из России. Они, как и мы, намеревались поучаствовать в Чемпионате Казахстана, который начинался через три дня. Соответственно, прибавилось и дельтапланов на крыше, теперь их было пять, плюс, пополнившийся запасной комплект. Итого на крышу Делики легло больше 200 килограммов.
Багажник тоже был забит вещами до отказа – мы уложили их ровным слоем за средним рядом сидений так, чтобы под потолком получилось одно лежаче-спальное место.
Сердечно попрощавшись с друзьями-пилотами, наша команда двинулась в веселое путешествие. Пятьдесят километров до Акташа, где нам предстояло встретиться с пограничниками и определить нашу дальнейшую судьбу, мы во всю глотку орали песни, останавливались фотографироваться и вообще, веселились, как могли. Ведь перед нами лежал Путь Домой.

На КПП пограничного полка мы попросились на прием к Командиру и нас довольно быстро к нему пропустили. Мы пошли всей нашей казахстанской командой – Игорь, Олег и я.
Командир оказался энергичным нестарым полковником с очень живым умом. В своей жизни я очень много сталкивался с военными и скажу, что подобный тип начальника в армии, к сожалению, редкость. Быстро оценив ситуацию, полковник созвал небольшую комиссию, в которую вошел и наш старый знакомый майор, Дайши.
Вопрос на повестке дня стоял один: «что делать, чтобы парни спокойно покинули пределы РФ». Дав поручение подчиненным разобраться с этим вопросом, Полковник сказал, что подпишет любую бумагу, если она будет гарантировать, что у нас не будет проблем. На прощание мы подарили ему бутылку Казахстанского коньяка, которую я припрятал еще в начале соревнований, специально для этого случая. Подарок ему понравился. Очень приятный человек.
После недолгого ожидания (надо сказать, что подчиненные у такого Командира соответствующие – летают, как электровеники) нас отвели к его первому заместителю. Большой добродушный подполковник, похожий на сказочного медведя, уже владел всей ситуацией.
- Так, мужики - сказал он - дело такое: таможенники отказываются выдать вам удостоверение временного ввоза, потому что четыре дня назад из Москвы пришла официальная бумага о закрытии Карагайского пункта пропуска, и они не могут сделать вам документы задним числом. Мало того, если вы все-таки поедете в Горно-Алтайск, у вас конфискуют машину, как незаконно ввезенную. Так что путь у вас один – опять через Карагай.
Я снова не верил своим ушам! Это был предел бюрократического дебилизма, за которым, впрочем, просматривался явный злой умысел алчных таможенников отмести себе мою прекрасную машину.
- Но это невозможно! Воскликнул я. У нас машина перегружена, там от брызговика до асфальта всего два сантиметра! Да и не заедет она там даже пустая, мы ж сюда как на лыжах по грязи скатились!
Медведь подумал и стал кому-то звонить.
- Петрович! У вас как там с дождями? Три дня не было? Ладно. А 66й у Тагира на ходу? Отлично. Значит так, езжай в Карагай, скажи Тагиру, что надо казахстанскую машину затащить на перевал. Бензина ему нашего налей. И сам с ними езжай до самого верха.
Он повесил трубку.
- Ну а если вас 66й затащит? Да и дорога сухая, три дня уже без дождей.
Это резко меняло дело. Если нас будет сопровождать лучший джип всех времен и народов и если перегрузить в него дельтапланы и вещи, то Делика вполне способна снова осилить Карагай. И мы сказали «да». Впрочем, что нам еще оставалось?
Получив подробную инструкцию, как проехать к Тагиру (это наш местный контрабандист, пошутил Медведь), мы поспешили обрадовать Женечку и Серегу, дожидавшихся нас в машине, что
9. Приключения продолжаются!
Небо, тем временем, начало угрожающе хмуриться. Когда мы доехали до перевала Чикетаман, стали накрапывать первые капли дождя, а когда мы спустились на другую его сторону, то обнаружили там совсем другой климат. Здесь дождик поливал уже давно. По бокам дороги лежали поваленные ветром телеграфные столбы, повествуя о пронесшейся недавно буре. Дождь нам был совсем не нужен, тем не менее, он лил. Успокаивая себя мыслями о том, что до Карагая еще далеко, что он в совсем другой долине, мы ехали по знакомой дороге. Трек на GPS был нашей путеводной ниточкой, впрочем, мы в ней не особо нуждались на отменном асфальте Чуйского тракта.
По пути мы проехали два или три патруля ГИБДД, сердце непроизвольно сжималось в ожидании проблем. Ведь временный ввоз – это документ, который гаишники спрашивают с иностранных машин прежде всего. Но каким-то чудом они были совершенно равнодушны к странного вида машине с желтыми номерами и непонятными штуками на крыше (впрочем, большинство обывателей принимает дельтапланы за байдарки). Нас так ни разу и не остановили.
Когда мы подъехали к дому Тагира, около одиннадцати вечера, возле него уже стоял военный уазик. Петрович (подтянутый седовласый майор-пограничник) был уже там. Оба с деловым видом сопроводили нас в дом по соседству, во двор которого мы загнали Делику, прямо вплотную к дверям, чтобы светить в окна – электричества снова не было. Это был гостевой домик Тагира, олигарха местного значения, доставшийся ему в наследство от соседа, то ли уехавшего, то ли умершего. Выслушав краткую историю наших злоключений, они изложили план действий – встаем в восемь, едем за шишигой, которая сейчас на покосе, перегружаем вещи и начинаем штурм перевала. Задача непростая, ведь на улице поливало, как из ведра. Я предложил им оставшиеся у нас рубли, что-то около шестисот, наш вклад в бензин.
Наши хозяева ушли спать, а мы решили перекусить и одновременно досмотреть на ноутбуке недосмотренный «Андеграунд» Кустурицы для поднятия боевого духа. Ведь у нас появился злейший враг - дождь.

Ребята легли спать в домике, а я в машине. Делика прекрасно для этого годится. Несмотря на усталость, спал я, надо сказать, хреново – всю ночь мерещились то размытые карагайские колеи, то утопший весной в Хайдуне водитель. Непрекращающийся дождь, барабанивший по крыше, не убаюкивал, как обычно, а наоборот, раздражал.
Когда я проснулся утром, поливать хоть и перестало, но небо было плотно затянуто тучами, а над тайгой, зацепившись за верхушки елей, висели клочья тумана.
Быстро позавтракали, собрали вещи и выехали за ограду. Тагир с Петровичем, тем временем, сгоняли на уазике на заправку за бензином.
Мы поехали за уазиком в сторону Карагая (Тагир живет в соседнем поселке). Остановившись средь полей, они приказали нам ждать их на дороге, а сами скрылись за близлежащей рощей.
Прошло около получаса, и вот из-за рощи выехал ОН. Супер-джип «ГАЗ-66», мечта любого проходимца. Все блокировки, лебедка, огромный дорожный просвет и немереных размеров багажник – что еще нужно настоящему джиперу? Мы быстро перекидали в застланный сеном кузов шишиги дельтапланы и большинство вещей, и Делика с облегчением приподняла попу на приемлемую высоту.

10. Дороги трудны, но хуже без дорог
Ненадолго заехав на заставу, где у Олега и Игоря забрали выданные здесь же миграционные карты, а наши проводники пополнили запасы бензина, мы двинулись по наезженной дорожке к КПП. Там дежурили наши знакомые солдаты – Саша и Алена. За время наших соревнований КПП обзавелся новеньким шлагбаумом, который теперь будет открываться нечасто.
Начался штурм.
Если можно было представить самое неудачное время для подъема на перевал, то мы выбрали именно его. Дождь то начинает лить, то прекращается, сменяясь ветром. Снова те же два довольно плотненьких ручейка вместо колеи, только теперь мы плывем против их течения. Шишига, идущая впереди, то и дело останавливается, чтобы нас подождать. Я удивляюсь терпению и спокойствию наших "Арсеньева" и "Дерсу-Узала". Когда Делика начинает буксовать (к чести ее надо сказать, что это всего два или три раза), они без приглашения впрягаются и толкают. Петрович несколько раз одобрительно хмыкает, когда, казалось бы, безнадежно застрявшая машина, выезжает без посторонней помощи.
Серега и Степа пересели в кузов 66го и снимают оттуда, как Делика проявляет чудеса проходимости для своего класса машин (впрочем, самые опасные участки остались за кадром – им в кузове надо было за что-то держаться). Мы с Цыганом отлаженным дуэтом проходим сложные места – опасные промоины, глубокие поперечные рвы и широченные лужи. Он дирижирует, я исполняю. Женечка стиснула зубы и боится на заднем сидении, не роняя ни звука.

Достигли Хайдуна мы как раз к обеду. Решили сделать привал. Выглянуло приветливое солнышко, впервые за весь день. И впервые за все время знакомства нам представилась возможность спокойно поговорить с нашими спасителями.
Майор Сергей Петрович, как это ни странно, тоже оказался бывшим летчиком-истребителем. Складывается впечатление, что военные летные училища в России – это кузница кадров для погранвойск. Еще интереснее оказалось то, что сын Петровича увлекается дельтапланеризмом! Он где-то раздобыл себе дельтаплан и пытается самостоятельно учиться летать у них в поселке, окруженном лесистыми сопками. Мы посоветовали Петровичу передать сыну ни в коем случае так не делать, а обратиться к людям, которые смогут научить хотя бы азам полета на дельтаплане. Иначе все может окончиться плачевно. Мы обменялись телефонами, электронными адресами, оставили ему информацию, где можно найти инструкторов. Под припасенную бутылочку горькой (за нас в этой поездке всегда пили Степа и Серега) показали мужикам наши многочисленные красивые фотографии с полетов. Солнце, которого с таким нетерпением ждали все утро, теперь, наоборот, мешало, засвечивая экран ноутбука.
Переправа через грозный Хайдун снова не составила никакого труда, хотя в этот раз мы выбрали несколько другую траекторию, показанную нам Тагиром, где оказалось чуть глубже. Впрочем, воздухозаборник Делики расположен достаточно высоко и захлебнуться нам в любом случае не грозило.
На самом деле, тридцатикилометровый подъем на перевал разбит на три большие ступени. Хайдун находится как раз посередине второй. Нам предстоял еще один подъем, не такой крутой, как предыдущие, но на котором нас ждало то самое засадное место, которое я заметил еще в первый раз. Когда мы подъехали к нему, я сразу его узнал по тому, как сильно тряхнуло шишигу, идущую впереди. Она сильно накренилась, немного побуксовала и запрыгнула на высокую ступеньку, образованную колеей, каким-то бревном, вросшим в землю и высоким берегом ручья. Рядом валялся сгнивший деревянный мост, служивший некогда переправой через эту речушку. Как назло, снова начался дождь, настоящий ливень, самый сильный с начала подъема.
Для приличия я попытался подняться на эту ступеньку, хотя первого взгляда было достаточно, чтобы понять всю бесполезность этого. Если бы было сухо, то еще был бы шанс, но сейчас... В доказательство того, что ей это не по зубам, Делика соскользнула в мокрую колею и повисла на заднем мосту. Мужики попытались ее толкать, но я уже понимал, что пора разматывать трос.
Удлинив мой трос тем, что валялся в кузове 66го, я сел за руль и по-гагарински сказал «поехали».
Шишига напряглась, трос натянулся, Цыган что-то крикнул, я выровнял колеса, мы плавно вползли на ступеньку, дождь тут же перестал.

Больше трудных мест практически не было. Олег еще несколько раз выходил, чтобы сдирижировать правильное прохождение участка, но это была, скорее, перестраховка.
Вскоре мы достигли знакомого шлагбаума на вершине перевала. Здравствуй, Казахстан.

11. До свидания, Алтай
Снова нагрузив нашу сивку-бурку по самый потолок, мы тепло попрощались с Сергеем Петровичем и Тагиром. Они совершенно безвозмездно проделали для нас огромную трудную и опасную работу. Спасибо вам, мужики, громадное!
Наш старый знакомый егерь выписал нам пропуск в заповедник, который нам надо было сдать внизу, и мы двинулись вниз по направлению к таможне.
За время нашего отсутствия строительство дороги приблизилось уже почти вплотную к границе. Нам пришлось в одном месте долго ждать, пока экскаватор освободит нам путь, а в другом мы просто уперлись в только что насыпанные КАМАЗами кучи грунта, и прошлось просить бульдозериста их разровнять, чтобы мы проехали. Пока ждем, наслаждаемся напоследок красотами Горного Алтая.

На таможне дежурил тот же самый перец, который выпустил нас две недели назад. Он почему-то стал докапываться до Сереги (он среди нас единственный полноценный россиянин) и до его дельтаплана. А может быть, ему просто захотелось посмотреть, что это такое, в общем, он сказал, что сейчас нам предстоит разобрать дельтаплан. Заниматься сейчас упражнением №1 совершенно не хотелось и, памятуя о том, что в первую нашу встречу он спрашивал про водку, я решил, что настало время для последней бутылки из запасов.
- Шеф, давай за наше четвертое место выпьем, да за наше возвращение!
Чиновнику эта идея явно пришлась по душе, но из каких-то своих горделивых соображений мою бутылку он не взял, а достал свою и мы пошли пить к ним в вагончик, стоящий рядом с этим официальным двухэтажным домом. В итоге наши штатные пивцы, Степа и Серега и два таможенника приговорили обе бутылки, что здорово нас всех подружило. Все это мероприятие заняло около двух часов и мы, наконец, снова двинулись в путь. Не знаю, что уж приятнее, пить с таможней или собирать-разбирать дельтаплан. Думаю, Серега должен сам ответить на этот непростой вопрос. По времени мы явно проиграли.
Подъем на Линейский перевал показался после Карагая детскими игрушками, несмотря на то, что дорога по-прежнему представляла собой месиво из глины и камней. Как ни странно, мы ни разу нигде даже не забуксовали. Присутствие огромного количества работающей техники давало уверенность в том, что нас в любом случае вытащат.
Но засада пришла оттуда, откуда ее не ждали. Сверху.
Еще в Курае я спорил со своими товарищами о способе укладки дельтапланов на багажник. Я предлагал класть в ряд, они – пирамидкой, ближе к центру. В итоге я сдался и, как оказалось, напрасно. Собранные в центре аппараты продавили дуги багажника, те, в свою очередь развели свои опоры и начали съезжать с водостоков, сильно их при этом калеча. 200 килограммов, все-таки многовато, тем более – на бездорожьи.
На всем оставшемся до Алматы пути мы только и занимались тем, что сгружали-загружали аппараты, распрямляли дуги, рихтовали водостоки крыши, подтягивали крепления, завязывали веревки. И все равно багажник то и дело соскальзывал с крыши.
Но пока это была только первая остановка. Мы быстро поставили опору на место и рванули дальше, вниз, к цивилизации, тем более что дорога становилась все лучше и лучше.
В этот раз мы приехали в Риддер еще засветло, вдоволь налюбовавшись местными красотами. Появилась сотовая связь и Женечка созвонилась со своей бабушкой, которая живет в Усть-Каменогорске. Было решено заехать к бабуле в гости, отдохнуть и перекусить. Тем более что в этот момент там гостила и родная Женечкина сестренка. В полночь мы были на месте. Нас от пуза накормили, Женька вдоволь наобнималась с родственниками и через пару часов мы двинули дальше.
Еще раз пять остановились, чтобы заняться багажником, применяя различные способы его крепления, а также освоив метод выпрямления дуг при помощи Степиной задницы. Водостоки Делики представляли теперь печальное зрелище.

Но вот, наконец, мы достигли дома. Впереди у нас были новые старты на Чемпионате Казахстана (который, к слову сказать, ваш покорный слуга выиграл), позади – невероятно интересные дорожные приключения и безумно красивые курайские полеты.
Мы навсегда остались покорены Алтаем и обязательно поедем туда снова.

© Николай Баскаков

Алматы-Курай 2005

Отчёт скопирован целиком,без сокращений http://kolbask.narod.ru/stories/kurai2005.htm



Мир скучен для скучных людей.
Ветер 31.01.2009 / 16:44 / Сообщение 4
Оффлайн
Проверенный
Сообщений: 1344
Награды: 7
Репутация: 182
Прикольная история!!!Чулышман,как ты находишь эти "шедевры"?Жалко ребят-огреблись по полной!А смешно то как!Пацаны ещё и в ремонт вложили поди не мало?!Молодец,давай ещё почитать...

Сибирские экспедиции
Piton1 01.02.2009 / 19:38 / Сообщение 5
Оффлайн
Проверенный
Сообщений: 611
Награды: 5
Репутация: 297
Уважаю смелых пацанов!Такое никогда не забудится.Есть конечно минусы в вашей ситуации,но как без них сделать плюсики?Машину хорошую и надёжную выбрали,жалко только,что её малость травмировали.Хочу вам пожелать ясного неба,ровных дорог и таких же прикрасных рассказов,которые манят в Горный Алтай. cool

www.чулышман-турист.рф
fruct 27.03.2009 / 16:24 / Сообщение 6
Проверенный
Сообщений: 14
Награды: 0
Репутация: 0
Помню вашу машинку в Курае, не знал что вы туда так весело ехали. Читал с большим интересом.

www.чулышман-турист.рф
Тоныч 24.09.2009 / 10:14 / Сообщение 7
Проверенный
Сообщений: 25
Награды: 0
Репутация: 8
ребята, вы реальные счастливчики))
и не потому, что смогли проехать эту тропу туда и обратно, а потому что вам всё-таки попались золотые люди в нашей ********* системе! smile


www.чулышман-турист.рф
12345 31.10.2009 / 20:52 / Сообщение 8
Оффлайн
Проверенный
Сообщений: 19
Награды: 0
Репутация: 1
Говорят: "риск - благородное дело".
Не знаю, в каких случах это подтверждается жизнью, но ведь могли вообще не попасть на соревнования, если бы пришлось возвращаться назад, не переехав границу или в случае серьёзной поломки на такой дороге.
"Кто не рискует, тот не пьёт шампанское" Ну, что ж, с удачей вас!


www.чулышман-турист.рф
Зелёный 26.11.2009 / 22:45 / Сообщение 9
Оффлайн
Проверенный
Сообщений: 512
Награды: 6
Репутация: 138
Молодцы ребята!Не "сладко" вам пришлось.Уважуха!

www.чулышман-турист.рф
Грета 30.01.2010 / 20:29 / Сообщение 10
Проверенный
Сообщений: 14
Награды: 0
Репутация: 2
По приколу читать про вас и ваши веселые путеществия,так и хочется добавить:ребята,берегите себя!

www.чулышман-турист.рф
Пупочка 30.01.2010 / 22:35 / Сообщение 11
Оффлайн
Проверенный
Сообщений: 275
Награды: 2
Репутация: 83
после таких рассказов возникает ощущение,что живу не правильно cranky
народ куда едет,лезет,плывёт...есть цель в жизни crazy
и только у меня одной жизнь серая,однообразная...


www.чулышман-турист.рф
Nadik 31.01.2010 / 10:03 / Сообщение 12
Оффлайн
Проверенный
Сообщений: 99
Награды: 3
Репутация: 43
Пупочка, да не переживайте! Они едут, лезут , плывут и тоже думают , что как-то не так живут! Другие же в консерватории ходят, оперы слушают! hands hands

www.чулышман-турист.рф
Чулышман Автор 31.01.2010 / 10:11 / Сообщение 13
Оффлайн
Сообщений: 8825
Награды: 33
Репутация: 860
Я бы добавил:театры,кино,выставки...
Всё это хорошо,но меня тянет туда,где горы,лес,реки...в самые е..ня,куда Макар коров не гонял...



Мир скучен для скучных людей.
диман 18.02.2010 / 12:42 / Сообщение 14
Оффлайн
Проверенный
Сообщений: 1016
Награды: 5
Репутация: 145
Весёлая получилась поездочка на Алтай... На долго запомнится biggrin

Следи за своими словами - они становятся поступками.
Форум » Автотуризм » Отчёты о путешествиях » Покорение Горного Алтая (как Казахские парапланеристы границу...)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: