Старый Тельбесский Тракт. Разведка

  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Alex  
Форум » Автотуризм » Отчёты о путешествиях » Старый Тельбесский Тракт. Разведка (...начало положено...Горная Шория)
Старый Тельбесский Тракт. Разведка
PloMbir Автор 21.05.2009 / 15:51 / Сообщение 1
Проверенный
Сообщений: 160
Награды: 0
Репутация: 6
Некоторые участники экспедиции выехали на место еще 15 числа. Так, Сергей, водитель Танка и организатор, отправился готовить технику к выезду, предварительно забрав в городе кемеровского участника Сашу, которому предстояло провести ночь в одиночестве, ожидая остальную группу.

Мы же, а это организаторы - я и Алексей, а так же: Сергей (чтобы не путать с вышеназванным водителем Танка, буду называть его в дальнейшем Серега), Ирина и три девушки из дружественного журнала “Автомир” – Дина, Настя и Оля - выехали в с. Кузедеево в 9 часов утра 16 числа. Здесь мы должны были пересесть на Танк и отправится в путь по Старому Тельбесскому тракту.

Кузедеево - старинное русское село, которому в 2010 году исполнится 350 лет. Это старейшее поселение Южного Кузбасса. В 1930 году Кузедеево стало центром Горно-Шорского района, а в 1939 году - Кузедеевского. На основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 марта 1961 года Кузедеевский район был ликвидирован, сельское население в 1961 году передано в состав Осинниковского района, в 1963 году в состав Новокузнецкого района. Кузедеевский сельский Совет был самым крупным Советом в Новокузнецком районе с населением 6620 человек.

В царские времена Кузедеево было торговым центром, славился Кузедеевский рынок. В Кузедеево спешили купцы и торговый люд с Алтая, Кузнецка, Горной Шории.

Здесь на многолюдном рынке можно было купить поросенка, теленка, корову, лошадь или барана, дары природы: кедровый орех, лекарственные травы, ягоды, грибы, пушнину. Славился на всю округу липовый мед, который пользовался большим спросом. Липовый мед доставлялся в Москву к царскому столу. На базаре можно было купить рыбу свежую, рыбу соленую, вяленую, копченую на выбор - щуку, тайменя, хариуса, налима, окуня, карася.

За рассказами об истории поселка, знакомясь поближе друг с другом, заезжаем в поселок, и, по ориентирам Сергея, едем к железнодорожному мосту. А вот и Танк!!!

Конечно, первым делом идем его рассматривать, фотографироваться, изучаем “внутренности”. Знакомимся и с благополучно дождавшимся нас Саней, скоротавшим ночь на сеновале. Теперь Команда в Сборе. Сергей проводит краткий инструктаж, по мерам безопасности – не хватало кого-нибудь потерять в тайге.

Выбираются места для посадки. Я с девчонками и Сергеем садимся впереди, таким образом ширина Танка измерилась, если не попугаями, то нами - 6 человек на передних сидениях. Саня и Серега решают осматривать окружающие ландшафты с высоты крыши нашего вездехода. А Алексей метался по салону, периодически вылезая на крышу, успевал везде.

До первой нашей остановки дорога более-менее нормальная и наезженная. Асфальтом, конечно, тут и не пахнет, но она укатана, преград не попадается, и Танк, весело урча (мягковато сказано?!;)), мчит нас вперед. А, найдя хорошую, открытую поляну, с которой открывается красота Шории, устраиваем легкий перекус.

Перед этим, правда, Участники экспедиции обработали одежду и открытые участки тела репеллентами от клещей и прочей доставляющей дискомфорт живности. Делиться кровью никто из нас с ними не хотел

Оперативно накрывается стол, делаются легкие закуски.

И вот, 50 грамм за удачный старт и хорошую компанию. В путь!

Чем дальше удаляемся от села, тем дорога становится все меньше наезженной. По пути, раз за разом, встречаются сваленные деревья, усложняющие проезд любой проезжающей технике. НО! Нашему Танку - это, как пройтись по луже)

Не оставляет мысль – сколько труда потребовалось, чтобы создать вручную такую дорогу?! И не только труда, но и человеческих жизней, судеб…Ведь техники в 19 веке здесь практически не было…

Слева от дороги находим неизвестные артефакты.

Трудно сказать нам, не специалистам, от чего данные запчасти, для каких целей предназначались…Видимо, перевернулась телега, а вытащить так и не смогли - бросили возле дороги. Если здесь ехать в слякоть и дождь, когда дорога размывается, не только телега не проедет, но и танк бы наш неизвестно прошел бы еще.

Посмотрели детали, зафиксировали на фотоаппараты. Глядишь, и подскажет кто, какой прибор или механизм должен был принять эти части.

Следует заметить, что окружающая дорогу тайга довольно неказиста – хвои почти не встречается, да и деревья не выглядят в основной своей массе молодыми и здоровыми. В свое время хвойная тайга была уничтожена жучком, который ее и съел, оставив нам то, что осталось…

Но иногда попадаются и участки, когда создается ощущение, что попал в сказку…По бокам душистая хвоя, а дорога усыпана иголками, создавая естественный мягкий ковер и ощущение своеобразной домашности и уюта…

Преодолев все преграды, оказываемся в деревне Тельбес возле здания разрушенной подстанции.

В советское время Тельбесское рудное месторождение активно разрабатывалось, было довольно много выработок, следовательно, и поселков, в которых проживали рабочие. И подстанция снабжала их электричеством. Сейчас же от поселков не осталось и следа, а подстанция разрушено основательно. Сама деревня Тельбес из многодомной сохранила несколько дворов, и осталась, видимо, только благодаря удачному расположению. А остальные поселения, находящиеся в глухой тайге, исчезли почти бесследно.

Высаживаемся из Танка и идем на обследование подстанции. Подвал затоплен, подняться на второй этаж скоро станет невозможно – все обваливается. Остается только сожалеть, что потраченные силы и средства оставляют после себя такой жалкий, разрушенный вид.

Еще что бросилось в глаза, так это оставшаяся местами кафельная плитка на полу некоторых помещений. Во время выработок рабочим приходилось выживать в жалких деревянных бараках, где и комфорте и говорить не приходиться, а здесь – пожалуйста, все основательно и красиво…

Изучив и облазив все здание, собираемся возле Танка…Дальше – поход к бывшим штольням.

Серега достает металлодетектор (МД). Для многих из нас эта “штуковина” в новинку. Серега же увлечен делом поиска различных артефактов уже давно. Да и коллекционер он знатный. Его тематика: фалеристика железных дорог.

Посмотреть, что за “чудо”, как работает, интересно всем. Попеременно опробуем прибор я и Ира.

Пока он не оказывается в руках хозяина. И тут он нам показал, как ведется поиск. Учитывая, что подстанция, здание не такого дальнего прошлого, и посещается и по сей день, найти что-нибудь ценное – очень сложно. Но “железяку” все же откопали, мало примечательную, но все ж…

Решаем следующее - всей группой отправляемся на исследование штолен и заброшенных выработок, а в это время Сергей перегонит Танк в деревню, где по возвращению наберем дров к ночному костровищу.

Не успеваем далеко отойти, как замечаем друг на друге ползающих клещей. Дождались! С этого момента осматривать одежду придется постоянно, и, слава Богу, укушенных не оказалось в итоге. Правда, к Алексею успел присосаться, но был сразу замечен, и основательно закрепиться ему не дали. Да здравствует внимание и аккуратность!

Ну, а пока, подходим на место старой выработки. Здесь же расположено небольшое озеро с чистой холодной водой бирюзового цвета, образовавшееся на месте взорванной шахты.

Внизу виднеется снег, и несколько входов в скальнике. Спуск представляется довольно сложным, сразу и тропу то найти не можем. Решаем спускаться по ориентирам. В итоге получается так: мужская часть команды спустились сразу с тропы, а девчонки, кто бы сомневался, нашли путь на первый взгляд более сложный, который в итоге оказался спокойным и без всяких экстремальных прыжков. Сергей отправился к Танку, Серега же предпочел остаться с МД и поискать что-нибудь интересное возле подстанции.

В скалах довольно много различных ходов, сообщающихся тоннелей. Все они были созданы ручным трудом. Многие из них затем были взорваны, завалены. Пытаемся исследовать максимум доступного нам, ибо некоторые пещеры расположены высоко, иные же требуют специального снаряжения. Поэтому многое остается пока нами не тронуто, не пройдено, отложено на следующие экспедиции.

Встретились и тоннели достаточно длинные, тянущиеся на десятки метров. В одном из таких тоннелей, в конце завала находим остатки узкоколейки, по которой двигались вагонетки с рудой. Самой дороги больше нет – все растащили “металлисты”. Вообще, глядя на то, что осталось от некогда рабочих выработок, шахт, поселений, остается только удивляться, как быстро все исчезло в небытие, практически не оставив после себя материальных следов.

Если первоначально все добытое переправлялось гужевым способом, то затем была построена канатная дорога, по которой груженные вагонетки доставляли руду в Мундыбаш, где затем была построена железная дорога, сообщающаяся с Кузнецком, где было начато строительство КМК. Сейчас следов канатки не найти, как будто никогда и не существовала. Если бы не архивные фотографии, и нам было бы тяжело поверить в ее реальность.

Бродя по пещерам, ловлю себя на мысли, что необходимо попробовать по приезду восстановить историческую картину индустриального освоения этой территории. А она ведет отсчет еще с царских времен. Есть тут и екатерининские штольни, вот только их еще предстоит найти.

Постепенно, переходя из одного тоннеля в другой, приближаемся к бирюзовому озеру. Погода стоит прекрасная, солнышко припекает и велик соблазн искупаться…Эх, почему сейчас не июнь?!))) Вода прохладная, но рядом с берегом, на небольшой глубине уже прогревается. На противоположном нам берегу видны несколько входов в скале, до которых можно добраться только вплавь.

За озером бежит река Тельбес, на берегу которой и расположилась одноименная деревня.

Здесь делаем небольшой привал. Все полны впечатлений – не каждый день приходится ходить по пещерам, спускаться и подниматься по скалам. Для некоторых, например, Насти – это вообще не простое испытание, ибо страх высоты еще никто не отменял. Но все прошли участок достойно, как настоящие Исследователи, Открыватели. Организуем мобильный пункт приема пищи.

Сделав своеобразную петлю, возвращаемся к Танку. Саня с Алексеем, перейдя речку, помогают загрузить бревна в “кузов”.

Недолгая поездка заканчивается, когда видим хорошую удобную поляну, где и решаем разбить палаточный лагерь. Ставятся палатки, выгружаются бревна для костра, раскладывается стол.

Сергей сообщает, что и тут, буквально в ста метрах сохранились следы бывших рабочих поселений, штолен. Глядя на окружающую глухую тайгу в это мало вериться – отправляемся узреть сообщенный факт своими глазами. Идти уже не так просто, как по скалам, постоянные овраги, завалы деревьев – тайга…Пройдя достаточное расстояние, никаких следов штолен не обнаружили, и уже стали думать, что видимо ошиблись направлением, когда обнаруживаем грязное озерцо, заполнившие какую-то старую выработку.

В дальнейшем, вокруг мы нашли и меньшего размера искусственные овраги, и озеро много большего размера, но так же с грязной водой.

В одном месте наткнулись на торчащие из земли железные штыри и небольшую трубу. В тайге, где следов обитания больше и нет, это выглядит как что-то чужеродное, непонятно каким образом занесенное в такую глушь.

Поймав эту деталь в фотообъектив, возвращаемся к берегу, к Серегам, которые уже развели костер.

Вечер прошел в интересном общении на всеразличные темы. Алексей удивил и побаловал всех вкуснейшим шашлыком. Сей талант был оценен многократно, и сто грамм за здоровье такого непревзойденного кулинара были подняты.

Серега всех заинтересовал своими историями из “жизни копателя” и охотника.

Были разговоры у костра за жизнь, историю нашего региона, про путешествия…

Но самым запоминающимся стал, бесспорно, один неожиданно разыгравшийся у всех на глазах сюжет…А дело было так:

В ходе разговора зазвонил телефон у Сергея, после чего аппарат перекочевал в руки Дины, девушки из “Автомира”. Не знаю всех тонкостей этого дела, но кратко суть вот в чем: Дина поспорила со своим молодым человеком, что мол, если он отыщет ее в тайге, в Тельбесе, то она готова выйти за него замуж. И вот как-то через номер Сергея они на нее и вышли. Что всех рассмешило, это диалог, пересказанный Сергеем:

- Алё…А можно услышать невесту?
- ????
- Ну с Вами которая поехала.
- А как фамилия невесты то?
- Да не знаю я…

Мы “выпали”. В конечном итоге узнали, что это звонил друг молодого человека, но было забавно.

И что Вы думаете? Вечером к костру из тайги вышла группа молодых людей, во главе с Дининым “женихом”. Вот что значат настоящие чувства! Ребята из Новокузнецка на “Калдине” доехали до Тельбеса, а затем по гусеничным следам нашего Танка пешком пришли на место нашего лагеря. Причем, чтобы не сбиться, они повторили все наши развороты, петли, посетили место, где мы, например, набирали дрова. Не потерян еще дух романтики в молодом поколении!

Серега соорудил удочку, и, на удивление многих, успел наловить немного рыбы, правда небольшой.

С утра он количество добычи увеличил, и на завтрак к гречке с тушенкой добавилась жареная рыбка.

Позавтракали. Пора и лагерь сворачивать.

Перед этим решили пройтись с МД вдоль берега, где когда-то была единственная дорога на Мундыбаш. Глядишь, что-нибудь и отыщем. Да и нам, новичкам в этом деле, сам процесс поиска представлялся интересным.

За неполный час выкопали несколько гвоздей, заржавевших гаек, и кем-то потерянные очки. Ничего ценного, конечно, но сам процесс завлекателен.

Трогаемся - путь на Темир, где нас ждет обсерватория Дьякова, про которого было уже сказано в предыдущих статьях. Переплываем на Танке р. Тельбес. Слава Богу, что погода стоит хорошая, и вода спала, иначе мы бы вряд ли смогли проехать. Дорога здесь много хуже, чем вчерашняя. Видно, что в этом году мы первопроходцы – постоянно путь преграждают упавшие деревья, причем попадаются и достаточно крупные. Так мы и можем оценить все достоинства нашей техники – проехали, не споткнувшись.

Название «Темиртау» происходит от тюркских слов «темир» (железо) и «тау» (гора). Дословный перевод названия — «железная гора». Посёлок возник в 1931, как рудная база для строительства Новокузнецкого металлургического комбината (КМК). Жители поселка приехали с Украины, часть находилась на поселении (ссылка). С 1932 по 1970 рудник Темиртау был одним из поставщиком сырья для КМК. Большая часть населения с 1931 по 1960 прибыла из Европейской части.

Поднимаемся на вершину горы, где рядом с 80 – метровой телевизионной вышкой находятся развалины обсерватории. С ее крыши открывается великолепный вид на всю Шорию. Видна и белая шапка культовой горы Мустаг.

От обсерватории мало что осталось – коробка здания да купол, внутри же уже ничего нет. Печально такое видеть. Интересно было бы знать, как сооружение выглядело во времена ее работы.

А об этом рассказать, и показать фотографии, может только сын Анатолия Витальевича. Знаем, что он проживает где-то в Темире. Поэтому идем к вышке, где видно, как кто-то моет и чистит машину. От местного работника узнаем адрес – это совсем близко. Он тут же при нас позвонил сыну Дьякова - Камиллу, и договорился, что мы подъедем. А значит, есть возможность узнать больше об этом интересном человеке, с удивительной судьбой. Да и фото хотелось увидеть, ибо в сети я так и не нашел. Но нашим планам не суждено было сбыться. Пока разводили костер и ставили чайник, для завершающего перекуса, небо затянулось тучами, послышался гром и стали срываться с неба холодные капли дождя.

Стоит заметить, что обсерватория построена на этом месте далеко не случайно. Именно на этой горе больше всего в году солнечных дней во всем Южном Кузбассе. Да и климат здесь особенный. Так, если зимой в самом поселке может быть минус двадцать градусов, то наверху всего минус семь.

Сама обсерватория была построена по чертежам Дьякова. И первоначально находилась в ведомстве Горшорлага, в чьих лагерях и отбывал свой пятилетний срок Анатолий Витальевич, на первых порах таская груженные рудой тележки, а затем востребованный по специальности метролога. Строилось здание лагерным контингентом. Телескоп же собирался из различных частей, доставлявшихся с различных уголков Земли. Так обсерватория и служила на благо науки до начала перестройки, когда стала никому не нужной, была передана муниципалитету, а ее имущество распродано. Телескоп был приобретен кем-то из Семфирополя.

Анатолий Витальевич до конца жизни оставался верен избранному делу, до 1985 года, оставшись здесь, даже после окончания срока высылки и реабилитации.

Не легко ему было. После сворачивания основной массы сталинских лагерей, обсерватория долгое время была никому не нужна, а значит и работы, способной прокормить семью у него временами просто не было. Пока, наконец, точные прогнозы Дьякова не привлекли внимание “Евразруды”, сеть рудников которой, затем и пользовалась прогнозами, результатами работы обсерватории.

Начавшийся дождь подвел итог экспедиции, пора ехать по домам. По пути я все же заскочил к Камиллу Дьякову. И был очень удивлен, когда увидел над домом небольшой белый купол обсерватории. Такой “рабочий кабинет”, своими руками, по собственным чертежам был создан Анатолием Витальевичем у себя в доме. Здесь, до сих пор, сохранилось все в рабочем состоянии, включая небольшой телескоп, собранный из различных, в те времена трудно доставаемых, частей.

Я не специалист, поэтому точного названия и назначения блоков не знаю. Но, например, платформа, на которой расположен тумблер подачи питания и пристыкован силовой кабель, была доставлена из Франции.

К сожалению, времени было мало - вся Команда, пересев уже в микроавтобус, ждала только меня. Обменялся с Камиллом электронкой. Думаю, что информация по биографии Дьякова, фотографии, дипломы и благодарности еще будут нами увидены, изучены.

Как в прочем и сам Тельбесский тракт, со своими многочисленными близлежащими рудниками, шахтами, штольнями. Разведка-экспедиция прошла успешно, обозначив задачи и направления. Есть время у нас, чтобы постараться найти в архивах упоминания об этой странице истории нашего региона. И, уверен, последующие экспедиции преподнесут нам еще не одно открытие, не одну загадку. Полученными Знаниями мы с Вами, Искатели и Открыватели, обязательно поделимся!

Полностью о всех поездках клуба можно прочитать тут: http://mustagclub.ru/blog/


www.чулышман-турист.рф

Сообщение отредактировал PloMbir - Четверг, 21.05.2009, 20:00
Чулышман 21.05.2009 / 18:50 / Сообщение 2
Оффлайн
Сообщений: 8825
Награды: 33
Репутация: 860
Здорово прокатились!Не все загадки разгадали?


Мир скучен для скучных людей.
PloMbir Автор 21.05.2009 / 20:04 / Сообщение 3
Проверенный
Сообщений: 160
Награды: 0
Репутация: 6
Загадок хватает не на одну еще экспедицию! Так что впереди ожидает много Открытий, приключений...желающие всегда могут присоедениться wink

www.чулышман-турист.рф
квадрат 08.11.2009 / 09:49 / Сообщение 4
Оффлайн
Проверенный
Сообщений: 247
Награды: 2
Репутация: 28
Здорово.
На базе чего создано такое чудо техники?


Жизнь коротка, а дел много!!
Форум » Автотуризм » Отчёты о путешествиях » Старый Тельбесский Тракт. Разведка (...начало положено...Горная Шория)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: