Перевал Кату-Ярык, Чулышманская долина.

Перевал Кату-Ярык, Чулышманская долина.

 

Кату-Яры́к (южноалт. Кату Jарык. Кату - твёрдый, jарык - расщелина; буквально - теснина, ущелье) — перевал в Алтайских горах, на территории Улаганского района Республики Алтай. Представляет собой крутой спуск в долину реки Чулышман, проложен он в склоне горы, крутизна склона ~70% (35°). Высота от подножия — 800 м, длина — 3,5 км, 9 поворотов, средний уклон — 18% (10°), покрытие — грунт, камни. Перевал проходим для транспорта высокой проходимости. Высота у подножия — 670 м над уровнем моря, смотровой площадки — 1200 м. Координаты смотровой площадки — 50°54′49″ с. ш. 88°12′55″ в. д. (G) (O) (Я), подножия — 50°55′17″ с. ш. 88°12′46″ в. д. (G) (O) (Я).

Кату-Ярык — это первый автомобильный спуск в долину Чулышмана (второй находится у с. Язула). Расположен на 31 км автодороги Балыктуюль − Коо − Балыкча. По этой дороге можно доехать до южной оконечности Телецкого озера.

До 1989 года автомобильной дороги, спускающейся в долину реки Чулышман, не было — жители окрестных деревень пользовались крутой конной тропой, или же водным путём через Телецкое озеро. В 1987 году по инициативе директора совхоза «Советский Алтай» А.В. Санаа началось строительство автомобильного спуска в долину Чулышмана. Открытие перевала Кату-Ярык состоялось в октябре 1989 года.

20 октября 2011 года началось строительство нового перевала, который станет более безопасным альтернативным спуском.

 

Перевал Кату-Ярык находится в пределах Улаганского района Республики Алтай. Он расположен примерно в 31 км от населенного пункта Балыктуюль и в 47 км от районного центра, села Улаган.


Путь, идущий через перевал, является единственной автомобильной дорогой, связывающей Чулышманскую долину с внешним миром. Кроме того, это единственный способ доехать на автомобиле до южного побережья Телецкого озера, а также до сел Коо и Балыкча.


Перевал Кату-Ярык является наиболее сложной, но вместе с тем и самой красивой частью дороги, соединяющей село Балыктуюль с южным побережьем Телецкого озера. Вместе с Чулышманской долиной перевал Кату-Ярык является одной из наиболее интересных достопримечательностей восточной части Горного Алтая. Туристов сюда привлекает нетронутая природа, сохранившаяся в почти первозданном виде благодаря удаленности и безлюдности этих мест.


Перевал Кату-Ярык по своей сути является крутым спуском с Улаганского плато в Чулышманскую долину, проходящим по склону горы. При этом перепад высот от подножья до вершины склона составляет 900 метров, а крутизна склона – около 35 градусов.


Перевал состоит из 9 поворотов. Общая длина спуска насчитывает 3600 метров. Средний уклон дороги составляет 10 градусов. Последняя прямая непосредственно перед спуском в долину отличается максимальным уклоном и крутизной.


В самой верхней части перевала есть хорошая обзорная площадка для туристов, с которой открывается потрясающий вид на всю Чулышманскую долину. Долина видна примерно на пять километров как вверх, так и вниз по течению.


Разъехаться с автомобилями, идущими навстречу, на перевале Кату-Ярык возможно только на поворотах, где для этого имеются небольшие карманы. Наибольшая ширина земляного полотна здесь составляет всего шесть метров. Интенсивность движения через перевал Кату-Ярык по данным на 2009 год составляет 64 машины в сутки.


В техническом отношении подъём является довольно непростой задачей. Особенно сложно подняться на машине с передним приводом, в этом случае может понадобиться посторонняя помощь. От водителя при прохождении перевала Кату-Ярык требуется предельная осторожность и внимательность. Не стоит спускаться или подниматься по нему в темное время суток. Особенности прохождения перевала могут сильно различаться в зависимости от погодных условий.


Строительство перевала дало возможность туристам более удобно и быстро добираться в Чулышманскую долину, которая славится своей природной красотой. Напротив перевала, на другой стороне долины, находится водопад Карасу, который также называют Кату-Ярык. Его высота составляет 40 метров, и он отлично просматривается непосредственно с обзорной площадки. В радиусе нескольких километров вверх и вниз по реке имеются еще несколько высоких водопадов, до которых можно дойти пешком.


По Чулышману проходит граница Алтайского заповедника, площадь которого составляет более 9% от всей территории республики. Другие природные достопримечательности данного региона включают урочище Аккорум (Каменные грибы), которое расположено примерно в 22 км от перевала, и водопад Большой Чульчинский (Учар) – около 30 км от Кату-Ярыка. Расстояние до южного побережья Телецкого озера составляет около 50 км.


Благодаря перевалу Кату-Ярык постепенно развивается туристическая инфраструктура в таком ранее крайне труднодоступном уголке Алтая, как долина реки Чулышман. Сегодня здесь имеется несколько туристических баз, где путешественники могут остановиться на ночь. Прямо под перевалом находится турбаза «Кату-Ярык».


Особенно большое значение перевал имеет для местного населения, которое теперь может легко добраться до большой земли на автомобиле.


Вплоть до недавнего времени Чулышманская долина была одной из самых труднодоступных природных достопримечательностей Горного Алтая.


До конца 1980-х годов не было вообще никакой автомобильной дороги, по которой можно было бы спуститься в долину реки Чулышман. Местное население использовало только конные тропы и лодки, для того, чтобы водным путем добраться до Телецкого озера.


Работу по строительству серпантина начали в 1987 году по инициативе Арсения Васильевича Санаа, который был тогда председателем совхоза «Советский Алтай». По большому счету, строительные работы осуществлялись всего тремя бульдозеристами, проделавшими за два года очень масштабную работу. Движение автомобилей через перевал Кату-Ярык было начато осенью 1989 года.


В 2011 году начали прокладывать новый перевал, однако, позже работы были приостановлены. Он должен пройти по более устойчивому склону, соответственно будет безопаснее за счет уменьшения уклонов дороги, увеличения ширины дорожного полотна и обеспечения лучшей видимости на витках серпантина. Из-за более пологих уклонов новая дорога будет длиннее существующего спуска на 1240 метров.


Чтобы добраться до перевала Кату-Ярык, необходимо свернуть с Чуйского тракта на грунтовку сразу за селом Акташ. Эта дорога известна как Улаганский тракт. Через 8 километров она проходит через узкий проход между отвесными скалами красного цвета, который называют Красные ворота, а через 26 километров грунтовка идет через Улаганский перевал, высота которого составляет 2080 метров над уровнем моря. Дальше дорога проходит через населенные пункты Улаган и Балыктуюль.


В селе Балыктуюль необходимо свернуть направо. Эта дорога идет по Улаганскому нагорью и проходит мимо Пазырыкских курганов, которые находятся примерно в 4,5 км от села в урочище Пазырык. Курганы хорошо видны с дороги и отличаются своими гигантскими размерами, парным расположением, а также богатством найденных в них объектов. Здесь же расположено еще одно интересное место — Арагольская оросительная система.


Дальше дорога выходит непосредственно к перевалу Кату-Ярык. После спуска, она идет параллельно левому берегу реки Чулышман, проходит через села Коо и Балыкча и заканчивается лишь на южном побережье Телецкого озера. Дорога на перевале и в долине Чулышмана – довольно плохого качества, на ней много крупных камней и выбоин.


На данном портале, в разделе «А я еду за туманом», можно подобрать тур, экспедицию, путешествие на Ваш вкус и подходящие даты а также ознакомится с прошедшими экспедициями и путешествиями клуба. Если возникли вопросы, просто напишите или позвоните нам:  http://www.xn----7sbzjfhwjgdbg8bq8b.xn--p1ai/forum/1

Назовите место куда вы хотите попасть, всё остальное сделаем мы.

Электронная почта: chulyshman_keng@mail.ru
Skype: chulyshman
8 905 989 9172 Би-лайн;
8 983 581 5572 МТС

5 1827 5.0

5 Комментариев

15:53, 01.10.2016 Спам

Тот кто прибудет на Алтай, в первую очередь должен посетить этот перевал...

16:05, 01.10.2016 Спам

Единственное, что мне хотелось и хочется — чтобы люди больше чувствовали себя свободными от обстоятельств, чтобы человек сохранял скорее себя, нежели какой-то внешний комфорт.

20:03, 02.10.2016 Спам

если вы думаете, что в Чемале пантолечение - это лечение...мммм....
Это так для расслабления организма! На самом деле до Семинского перевала в Республике делать нечего. Для тех, кто Алтай вообще не видел и очень хочет увидеть его во всей красе, то только в активные маршруты и подальше от цивилизации. До Семинского перевала вы не найдете истинной красоты Алтайских гор, потому что вытоптали ее уже.((

06:48, 04.10.2016 Спам

Спасибо за фото рассказ о путешествии по Алтаю! Он чудесный! Прекрасная природа, очень хорошие фотографии.

07:44, 04.10.2016 Спам

В турфирмах автотуры по Алтаю стоят порядка 55-70 тыс руб. (может в этом году чуть дороже будет) 
Но с точки зрения приложения физических сил автотуризм самый энергетически низко-затратный. 

Вы на какую сумму хотели бы ориентироваться и насколько физически готовы вложиться? И что посмотреть хотелось бы - что по картинкам и описаниям на Алтае понравилось?
Готовы ли пешком ходить? Можно доехать на рейсовом автобусе до нужной деревни, забросится в горы на уазике и там уже погулять в радиальные выходы (например, Актру или Мультинские озера)
Можно пойти в пеший поход с конным сопровождением. Груз везут лошади, а сам знай в горку шагай (к примеру, Шавлинские озера или маршрут к подножию Белухи)
Можно, чтобы в горку самому не карабкаться, изначально на персональной лошадке ехать (Шавлинские озера, озера Аккем и Кучерлинское, Укок - конных маршрутов хватает, погуглите Алтай конный тур)
А кому то хватает матрасного пребывания на турбазе в районе Нижней Катуни с покупкой экскурсий (остров Патмос и Чемальская ГЭС, сплав на рафтинге, краткие походы на Каракольские озера и т.п)

Добавить комментарий