Туристическая терменология

Модератор форума: Сергей-Колотов  
Форум » Школа туриста » Экипировка и снаряжение для походов » Туристическая терменология (Карманный справочник)
Туристическая терменология
Сергей-Колотов Автор 23.10.2011 / 05:52 / Сообщение 121
Оффлайн
Сообщений: 6473
Награды: 10
Репутация: 207
ПРОВОДКА
движение судов через опасные для плавания места (пороги, шиверы), как правило, посредством веревок, привязанных к носу и корме судна. Осуществляется всей группой участников водного похода, при этом один или неск. туристов удерживают веревку, привязанную к наиболее нагруженной потоком части судна (той, к-рая выше по течению, обычно к корме); один держит носовой конец веревки, остальные страхуют. При большой протяженности участка П. делают предварит. разведку. Во время П. угол между направлением течения и кормовым концом веревки должен быть минимальным, Иногда, при резком увеличении этого угла и невозможности удержать корму, приходится отпускать (стравливать) кормовой конец настолько, что судно разворачивается кормой вперед (в это время оно удерживается за носовой конец). Этот разворот предотвращает заливание судна водой или его переворот вверх дном. На коротких участках с хорошим проходом по берегу допускается П. судна одним туристом на кормовом конце, другой турист в это время помогает П., отталкивая судно от берега или подтягивая его веслом либо шестом.
При П. судно может оказаться залитым водой, поэтому весь груз перед П. помещают в водонепроницаемую упаковку, а кокпит байдарки или лодки закрывают фартуком. Туристы, выполняющие П., должны быть в спасат. жилетах и в касках, на ногах иметь обувь, не скользящую по камням. Страхующие П. держат наготове бросательные концы, чтобы в любой момент иметь возможность перехватывать концы, привязанные к судну (если пройти по берегу нельзя, напр., из-за отвесных скал, крупных камней и т. п.).
Лит.: Путешествия на гребных судах, М., 1979.


Администратор сайта http://ligis.ru
Сергей-Колотов Автор 23.10.2011 / 05:52 / Сообщение 122
Оффлайн
Сообщений: 6473
Награды: 10
Репутация: 207
ПРОФИЛЬ МАРШРУТА
(от итал. рrоfilo– очертание), чертеж, изображающий разрез местности вертикальной плоскостью; дает наглядное представление о характере рельефа по избранному направлению. При построении П. м. на горизонтальной оси отмечают точки с известными высотами, в них восстанавливают перпендикуляры, длина к-рых соответствует высоте точек, причем вертикальный масштаб берется значительно крупнее горизонтального для более наглядного отображения деталей рельефа (напр., балок, речных террас). При этом происходит неизбежное преувеличение крутизны склонов. Линия, соединяющая концы перпендикуляров, представляет собой П. м. (рис.). Его можно построить по карте с горизонталями или на основе полевых измерений. Составляются также сокращенные П. м., при построении к-рых учитываются только границы подъемов и спусков и места резких перегибов скатов.


Администратор сайта http://ligis.ru
Сергей-Колотов Автор 23.10.2011 / 05:53 / Сообщение 123
Оффлайн
Сообщений: 6473
Награды: 10
Репутация: 207
ПРОХОДИМОСТЬ РЕКИ
минимальные количеств. и качеств. данные о реке, определяющие возможность сплава по ней на тур. судах и ориентировочную категорию сложности маршрута. Определяется ее водностью, или средним расходом воды (в водном Т. измеряется в м'/с), и средним уклоном реки, а также макс значениями уклона отд. ее участков (измеряются в м/км). Для тур. судов доступны реки со ср. уклоном до 15 м/км и уклонами отд. участков до 20 – 25 м/км, при ср., расходах воды не более 25 – 35 м3/с.
В отличие от ср. уклона русла, являющегося постоянной величиной, расход воды изменяется в течение года. Чтобы осуществить сплав по горной реке при допустимых значениях расхода воды, необходимо выбирать время для проведения похода. Так, на Кавказе по рекам чаще всего ходят весной и осенью, на Памире и Тянь-Шане – осенью, в период меньших расходов воды, т. к. при больших расходах сплав по этим рекам, имеющим значит. уклон русла, становится опасным. Уточнить возможность сплава помогут данные о характере долины реки. Таежные и равнинные реки со ср. уклоном не более 1 – 2 м/км, как правило, доступны для сплава в 40 – 60 км от истока, где ср. расход воды может быть очень малым, порядка 3 – 6 м'/с; возможность сплава по ним определяется гл. обр. кол-вом и характером лесных завалов.
Лит.: Путешествия на гребных судах, М., 1979


Администратор сайта http://ligis.ru
Сергей-Колотов Автор 23.10.2011 / 05:53 / Сообщение 124
Оффлайн
Сообщений: 6473
Награды: 10
Репутация: 207
РУКОВОДИТЕЛЬ ПОХОДА
(путешествия), наиболее опытный и авторитетный участник похода (путешествия), к-рый избирается общим собранием тур. группы. Возглавляет его подготовку и проведение, отвечает за безопасность и успешное прохождение маршрута. Руководит подготовкой необходимого снаряжения и продуктов питания, тщательно изучает р-н и маршрут похода и знакомит с ними всех участников, Задачи Р. п. – обеспечить оптим. график движения группы туристской на маршруте и благоприятный психол. климат в коллективе. После возвращения из похода Р. п. готовит отчет о походе и передает его в тур. орг-цию.
Лит: Кудинов Б. Ф., Организация туристской работы на предприятии, М, 1964, Стуков Г, За что отвечает руководитель ?”, ”Турист”. 1987,М № 4


Администратор сайта http://ligis.ru
Сергей-Колотов Автор 23.10.2011 / 05:53 / Сообщение 125
Оффлайн
Сообщений: 6473
Награды: 10
Репутация: 207
САМОКОНТРОЛЬ
туриста, оценка своего физич. состояния на тренировках и в походе. Его цель – регулярное наблюдение за воздействием физич. нагрузок на организм, самочувствием, работоспособностью, сном, аппетитом и пр., с тем чтобы при необходимости внести коррективы в режим тренировок и похода. Осуществляется на основе субъективных ощущений и простейших объективных показателей.
Субъективные ощущения (самочувствие, настроение. аппетит, степень работоспособности и т. п.) отражают не только физич. состояние, но и правильность распределения нагрузки: при перегрузке ухудшается самочувствие, появляется усталость и раздражительность, нарушается сон, аппетит. Объективные показатели С. позволяют более точно дозировать физич. нагрузку и определять степень тренированности. Так, частота пульса (подсчитывается на запястье, шее, виске) на тренировках и в походе не должна превышать 75% от его макс. возрастного значения (220 минус возраст), Другой объективный показатель – т. н. восстанавливаемость пульса, т. е. время, за к-рое частота пульса возвращается к исходному значению. У тренированных лиц после нагрузки (20 приседаний) пульс восстанавливается не позже 5 мин.
В походе надо не пропустить появление признаков переутомления: усталость, к-рая возникает раньше или при меньшей нагрузке, чем прежде, и не проходит после ночного отдыха; раздражительность, к-рая может стать причиной конфликтов по незначит. поводу; одышка и сердцебиение в покое; иногда – ночное мочеотделение (если прежде отсутствовало). При этих признаках требуются разгрузка или отдых (устройство дневки), а также повышенное внимание к мерам безопасности.


Администратор сайта http://ligis.ru
Сергей-Колотов Автор 23.10.2011 / 05:54 / Сообщение 126
Оффлайн
Сообщений: 6473
Награды: 10
Репутация: 207
САМОСТРАХОВКА
страховка, осуществляемая самостоятельно с использованием индивидуальных страховочных средств, без помощи др. членов группы. С. применяется во всех видах Т., но наиболее широко и разнообразно – в горном Т. и спелеотуризме. Особенно велико значение С. в походах по сложному рельефу, изобилующему крутыми склонами, ледниковыми трещинами, скальными стенками, осыпями и т. п. Различают С. пассивную и активную. Пассивная С. обеспечивается за счет одежды, обуви и разл. приспособлений, защищающих туристов от травм (напр., шлем защитный, очки защитные и ветрозащитная маска, рукавицы, штормовые костюмы, «вибрамы», надувные жилеты, автомобильные ремни безопасности). Активная С. предусматривает выполнение туристом определ. действий, техн. приемов (напр., правильную постановку ног на ледяном склоне или осыпи, выбиванию и загрузку ступеней, а также постоянную готовность к самозадержанию), обычно с применением спец, страховочных средств (веревки туристской, ледоруба, айсбайля, альпенштока, «кошек», крючьев и т. д.). При индивидуальном движении (напр., во время соревнований) применяют оба вида С.; при движении в составе группы С. сочетают с групповой и взаимной страховкой.
Напр., при индивидуальном движении на крутом склоне по перильной веревке С. осуществляется при помощи конца (петли) веревки или парашютной стропы, соединяющего обвязку страховочную туриста с перилами. Сорвавшись, турист повисает на страховочном конце, сохраняя возможность самостоятельно восстановить равновесие и занять положение до срыва. Длина его выбирается такой, чтобы в случав срыва страхующийся мог свободно дотянуться рукой до перильной веревки. Недопустимо использовать страховочные концы из репшнура толщиной 5 – 6 мм. К обвязке страховочный конец крепится узлом, а к перильной веревке при помощи карабина (при движении по горизонтальным перилам), схватывающего узла или зажима (см. Захваты). Для прикрепления страховочного конца к перилам из стального троса применяют зажимы спец. конструкции (напр., зажимы «рефлекс»), исключающие возможность перекусывания троса в момент рывка при срыве страхующегося. 8о время движения карабин, схватывающий узел или зажим передвигают по перильной веревке, придерживаясь за нее рукой и обеспечивая т. о. постоянно действующую С. Дойдя до промежуточной точки закрепления авральной веревки, страховочный конец перезакрепляют на следующий участок перил.
Организация самостраховки при взаимной страховке партнера во связке: а – с использованием основной веревки, б – с креплением страховочного конца на одном крюке выше страховочной обвязки; в – с креплением страховочного конца на двух крюках – выше и ниже страховочной обвязки.
При движении в составе группы по скальному рельефу с взаимной страховкой рекомендуется для С. использовать осн. веревку, закладывая ее за скальные выступы, чтобы удержаться и не потерять равновесие от рывка веревки в момент срыва страхуемого партнера. При движении в связке по закрытому леднику С. обеспечивается неукоснит. соблюдением дистанции между партнерами по связке на всю длину веревки.
С. при выполнении взаимостраховки организуется так, чтобы она не препятствовала выполнению осн. страховочных действий, с учетом направления возможного рывка и особенностей рельефа. Действие С. должно быть всегда направлено в сторону, противоположную направлению ожидаемого рывка. Напр., при рывке вниз точка закрепления страховочного конца должна быть выше, а при рывке вверх – ниже грудной обвязки страхующего; при возможности страховочный конец закрепляют на 2 крюка, забитые выше и ниже уровня грудной обвязки (рис. 2). Наиболее предпочтительна организация С. с использованием точек закрепления, независимых от нижней точки страховки партнера, или объединением их путем блокировки.
Лит. см, при ст. Страховка.


Администратор сайта http://ligis.ru
Сергей-Колотов Автор 23.10.2011 / 05:54 / Сообщение 127
Оффлайн
Сообщений: 6473
Награды: 10
Репутация: 207
СЕЛЬ
(от араб. сайль – бурный поток), силь, мур, грязевой или грязекаменный поток, внезапно возникающий в руслах горных рек в результате резкого паводка, вызванного обильными ливнями или интенсивным снеготаянием в условиях накопления большого кол-ва продуктов выветривания на склонах. Обычно наблюдается в горных и предгорных р-нах с континентальным климатом. Характеризуется резким кратковременным (1 – 3 ч) подъемом уровня текущей массы и пульсирующим движением ее при отсутствии строгой периодичности.
С селевыми потоками туристы могут встретиться во всех горных районах Рос. Федерации, а также в горах Ср. Азии, Юж. Казахстана, Вост., Закавказья. Иногда С. возникает в руслах горных рек и ручьев, в обычное время сухих. Признаками возможного образования С. являются: быстрое нарастание водности рек и ручьев, появление в них грунта, движение пропитанных водой мелких осыпей, оползни. При наличии этих признаков туристам следует покинуть узкое ущелье, подняться на язык ледника или высоко расположенную террасу, пологий склон или несложный боковой гребень. Если группа находилась в безопасном месте, ее следует дождаться стабилизации уровня воды в реках и ручьях. Поскольку С. возникает преимущественно в вечернее и ночное время, нельзя устраивать бивак в селеопасной местности (на низких берегах рек, в ложбинах, на склонах гор и на т. н. конусах выноса – скоплении гальки, леска, глины, обычно в ниж. части кулуара, оврага или долины)
Лит.: Селеопасные районы Советского Союза, М 1976; Виноградов Ю. Б., Этюды о селевых потоках., Л, 1980


Администратор сайта http://ligis.ru
Сергей-Колотов Автор 23.10.2011 / 05:54 / Сообщение 128
Оффлайн
Сообщений: 6473
Награды: 10
Репутация: 207
СКЛОН
наклонный участок земной поверхности, обычно между дном долины и гребнем хребта или вершиной горы. Совокупность С., объединенных общим уклоном, наз. покатостью (напр., юго-зап. покатость Б. Кавказа). С. бывают прямые, выпуклые, вогнутые и ступенчатые (террасированные); по характеру поверхности различают С. залесенные, травянистые, осыпные, скальные, снежные, фирновые, ледовые. Отд. виды С. наз. откосом, косогором. В тур. и альп. практике С. характеризуют шириной, протяженностью и крутизной. Крутизна С. – важный показатель, от к-рого зависит выбор способа страховки и тактики движения по С. Различают С. пологие (до 20'), ср. крутизны (до 30'), крутые (до 45') и очень крутые (до 60'). С. крутизной св. 60' наз. стенами, при малой протяженности (до 40 м) – стенками. Для движения по пологому С. страховка, как правило, не требуется (исключение – закрытые ледники), при падении турист остается на месте либо легко выполняет самозадержание. На С. ср. крутизны необходима самостраховка, а также взаимная страховка, когда самозадержание может оказаться неэффективным, напр. на льду, вблизи трещины или сброса. На крутых С. обязательна взаимная страховка; при движении по очень крутым С. используется весь арсенал горной техники, страховка обычно перильная. Стены и стенки на тур. маршрутах встречаются редко; как правило, они являются объектами альпинизма и скалолазанию.
Визуальная оценка крутизны С. обычно дает завышенные результаты. Крутизну С. можно оценить с помощью ледоруба, альпенштока или лыжной палки. Погрешность определения крутизны С. таким способом резко возрастает, если С. покрыт глубоким снегом.
Для более точного определения крутизны С. применяют угломер или компас. Как правило, туристы в походах пользуются жидкостными компасами для спорт. ориентирования. Компас устанавливают так, чтобы линия С.– Ю. была перпендикулярна длинной стороне подставки компаса. Подставку ориентируют вдоль С., при этом воздушный пузырек располагается в верх. части компаса против деления шкалы, обозначающего угол между линией С.– Ю. и вертикалью, проходящей через середину пузырька и ось стрелки компаса; этот угол соответствует ср. крутизне С.
Определение крутизны склона с помощью ледоруба, лыжной палки или альпенштока при крутизна 300 (а), 450 (б), 600 (в), 75 – 800 (г) м при глубоком снеге (д); 1 – поверхность склона; 2 – ледоруб; 3 –
снежный покров; / – длина руки и ледоруба.
Определение крутизны склона при помощи жидкостного компаса: 1 – шкала компаса; 2 – воздушный пузырек; 3 – подставка: 4 – линия визирования компаса (поверхность склона); 5 – стрелка компаса; а – крутизна склона.


Администратор сайта http://ligis.ru
Сергей-Колотов Автор 23.10.2011 / 05:55 / Сообщение 129
Оффлайн
Сообщений: 6473
Награды: 10
Репутация: 207
СКЛОНЕНИЕ МАГНИТНОЕ
угол между геогр. меридианом и направлением установившейся магнитной стрелки (магнитным меридианом) в данной точке. При отклонении сев. конца магнитной стрелки на В. склонение считают восточным (положительным), при отклонении на 3. – западным (отрицательным). Знание С. м. необходимо при ориентировании карты с помощью компаса и определении магнитного азимута направлений на карте.


Администратор сайта http://ligis.ru
Сергей-Колотов Автор 23.10.2011 / 05:55 / Сообщение 130
Оффлайн
Сообщений: 6473
Награды: 10
Репутация: 207
СТОЛБНЯК
острое инфекц. заболевание с тяжелым поражением нервной системы, вызываемое бактерией (столбнячной палочкой) при ее попадании в организм через поврежденную кожу или слизистые оболочки; распространено повсеместно. преим. в с.-х. р-нах. Столбнячная палочка обитает в кишечнике травоядных животных и человека, не вызывая заболевания, и попадает с их испражнениями с почву где может сохраняться годами. Чаще всего С. возникает после ранения ног при ходьбе босиком («болезнь босых ног»); развивается обычно через 5 – 14 дней после заражения, проявляется приступами мучит. судорог; часто заканчивается смертью. Профилактика С. осуществляется детям и подросткам в виде активной иммунизации столбнячным анатоксином. Туристам, привитым против С. св. 10 лет назад, перед походом следует заблаговременно обратиться в поликлинику для повторной иммунизации. В походе не рекомендуется ходить босиком, особенно в местах выпаса скота. При любых повреждениях (раны, в т. ч. при укусах, ожоги, незначит. ссадины) необходимы тщательная обработка раны антисептич. средствами и наложение стерильной повязки. Ни в коем случае нельзя прикладывать к ране землю, растения. В условиях длит. похода при наличии в тур. группе мед. работника целесообразно иметь в аптечке столбнячный анатоксин для проведения экстренной профилактики: при травме у туриста, привитого св. 2, но менее 10 лет назад, ему подкожно вводят 0,5 мл анатоксина.


Администратор сайта http://ligis.ru
Сергей-Колотов Автор 23.10.2011 / 05:56 / Сообщение 131
Оффлайн
Сообщений: 6473
Награды: 10
Репутация: 207
СТРАХОВКА
комплекс мер для обеспечения безопасности туристов в походе; в узком смысле – совокупность техн. средств (и способов пользования ими), обеспечивающих возможность предотвращения тяжелых последствий при срывах и авариях. Различают три вида С.: групповая С., взаимостраховка и самостраховка. Групповая (или массовая) С. предназначена для обеспечения безопасности большой группы туристов путем сооружения перил на переправах и крутых горных склонах, ограждений на узких опасных трассах и т. д. Взаимостраховка – осн. вид С. для групп (экипажей) в составе 2 – 4 чел. Цель – взаимодействие для предотвращения кризисных ситуаций (напр., срывов, аварий, потери ориентации), направленное на поддержку партнера с использованием страховочных средств и спец. техн. приемов. Самостраховка осуществляется при помощи индивидуальных страховочных средств без взаимодействия с др. членами групп и в значит. мере носит профилактич. характер. Вид С., используемые приемы и страховочные средства зависят от вида Т., сложности маршрута, характера препятствий, климатич. условий, численности тур. группы и т. д. Наиболее широко С. применяется в горном, водном и спелеотуризме.
С. в горном Т. определяется спецификой и условиями походов в горной местности: сложный рельеф (крутые склоны, стенки, трещины, ледники. осыпи, бурные горные реки), возможные камнепады, снежные лавины, сели, оползни и обвалы льда, значит. перепады темп-ры, повышенная солнечная радиация, пониженное атм. давление и кислородная недостаточность и т. д. Чтобы свести к минимуму опасность для здоровья путешествующих в горах, используются разл. средства С., к-рые условно можно разделить на организационно-профилактические и технические. К первым относятся спец. тренировки, мед. контроль, грамотная прокладка маршрута, постоянное наблюдение за окружающей обстановкой в целях возможно более раннего обнаружения схода снежной лавины, начала камнепада и др. стихийных явлений, выбор надежного укрытия, оказание помощи пострадавшим, правильная организация бивака.
Основой техн. средств С. является веревка, прикрепляемая с помощью узлов, карабинов, зажимов и т. п. к обвязке страховочной на теле страхуемого и крючьям, проушинам, скальным выступам, деревьям и т. п. Веревка удерживает страхуемого от падения при срыве, служит перилами при переправах через реку, овраг или расщелину, по веревке поднимаются и спускаются при преодолении стенок.
Отдельные короткие (до 3 м) участки крутых скал или льда, где нет опасности падения на большую глубину, можно преодолевать с т. н. гимнастич. С. (подобно тому, как тренер подстраховывает гимнаста на гимнастич. снаряде). На сложных отвесных участках для повышения надежности движения по перилам в отдельных случаях {в непогоду, при усталости, недомогании и т. п.) применяется взаимная верхняя С. второй веревкой.


Администратор сайта http://ligis.ru
Сергей-Колотов Автор 23.10.2011 / 05:56 / Сообщение 132
Оффлайн
Сообщений: 6473
Награды: 10
Репутация: 207
СТРАХОВКА 2
Групповая С. в горном Т. обеспечивается за счет заранее навешенной на опасном участке маршрута перильной веревки (троса). Перила бывают горизонтальные, вертикальные и наклонные. Они могут одновременно использоваться как для поддержания равновесия (в качестве опоры), так и для ускорения движения. Удержание сорвавшегося туриста осуществляется с помощью скользящего по веревке карабина, соединенного со страхующей обвязкой сорвавшегося {применяется на горизонтальных и наклонных перилах) либо схватывающего узла или зажима (последние не допустимы на переправах).
Взаимная С. – осн. вид С. в горном Т., осуществляется туристами в связке из 2 – 4 чел. В зависимости от порядка движения и расположения партнеров по связке различают одновременную С., когда все члены связки передвигаются одновременно, находясь примерно на равном расстоянии друг от друга, и попеременную С., при к-рой члены связки передвигаются по одному, страхуемые партнером (партнерами), к-рые в это время остаются на месте, подстраховывая идущего. Взаимная С. при помощи веревки должна обеспечить удержание любого участника связки при его срыве, закрепление веревки и возможность оказания страхующими помощи сорвавшемуся туристу. Сорвавшийся удерживается за счет натяжения веревки, закрепленной на партнере по связке. При этом страхующая веревка может подходить к страхуемому сверху (верхняя С.) или снизу (нижняя С.).
По способу торможения (остановки падения) сорвавшегося различают: С. статическую (в момент срыва веревка закрепляется жестко, не протравливается, свободное падение практически отсутствует, но мгновенно возникает значит. нагрузка на страховку); преимущественно статическую (в момент срыва веревка удерживается партнером по связке без протравливания, пока нагрузка не достигнет допустимой величины, после чего веревка протравливается до полной остановки падения сорвавшегося); динамическую (веревка при срыве удерживается с натяжением и протравливанием от момента срыва и до полной остановки падения сорвавшегося). При срыве страховочная нагрузка воспринимается страхующим (удерживающим) либо напрямую через руки, плечо или поясницу, либо через промежуточные точки опоры и закрепления веревки, наз. точками страховки (напр., крючья, петли с карабинами, выступ скалы, дерево), собственно веревкой, обвязкой и телом страхуемого, в совокупности образующими страховочную цепь. Во избежание чрезмерных нагрузок на звенья страховочной цепи (к-рые могут привести к травмированию сорвавшегося, разрыву веревки или вырыванию крючьев) применяют торможение путем протравливания веревки через точку либо поверхность торможения – выступ скалы, карабин, тормозное устройство, корпус и руки страхующего. Обычно используются две и более точки торможения (крюк с карабином – выступ скалы – руки; выступ – плечо страхующего – рука и т. д.), такая С. наз. комбинированной. Величина усилия торможения зависит от возникающих в точках торможения сил трения и силы удержания (сжатия) веревки страхующим. Небольшое тормозное усилие соответствует меньшей величине рывка, меньшему растяжению веревки, но большему тормозному пути; большое тормозное усилие – большей величине рывка, большему растяжению веревки и меньшему тормозному пути. Для снижения зависимости С. от точности действий страхующего применяют амортизаторы.


Администратор сайта http://ligis.ru
Сергей-Колотов Автор 23.10.2011 / 05:57 / Сообщение 133
Оффлайн
Сообщений: 6473
Награды: 10
Репутация: 207
СТРАХОВКА 3
Страховочная нагрузка воспринимается страхующим (удерживающим) либо напрямую, либо через промежуточную опору. Страхующий всегда находится на точечной {с опорой, напр., на крюк или скальный выступ) либо перильной самостраховке, причем самостраховка организуется так, чтобы страхующее усилие в момент срыва было направлено в диаметрально противоположную от ожидаемого рывка сторону. При индивидуальном прохождении маршрута {напр., на соревнованиях) самостраховка обеспечивается правильным движением (выбором направления движения, постановкой ног, рубкой ступеней и т, п.) и подстраховкой ледорубом или альпенштоком.
При движении вдоль наклонных и вертикальных перил страховочная веревка крепится к ним посредством схватывающего узла, зажима или фрикционного спускового устройства; к горизонтальным перилам веревка крепится при помощи скользящего карабина. Во время вертикального спуска или подъема с использованием веревки, троса или лестницы самостраховка обеспечивается либо при помощи страховочного конца, присоединяемого к ним через схватывающий узел или автоблокирующее фрикционно-стопорное устройство («стоппер»), либо при помощи спуско-подъмного устройства.
При переправах через горные реки с сильным быстрым течением для первого переправляющегося (лидера) организуют маятниковую С. при помощи опорной (основной) и маятниковой веревок: в случае потери равновесия и падения в воду первая из них удерживает упавшего от сноса течением, а при помощи второй его подтягивают к берегу. Переправившись, направляющий закрепляет осн. веревку, обеспечивая перильную С. для всей группы.
Использование для С. и самостраховки стального троса имеет специфич. особенность: в отличие от веревки у троса отсутствует способность к растяжению, и, следовательно, трос не может погасить энергию рывка при падении страхуемого. Поэтому стальной трос применяют только при верхней, или автоматич., С., обязательно с использованием амортизаторов. Самостраховочные зажимы для троса делают с плоскими прижимными планками или др. приспособлениями, к-рые исключают возможность перекусывания троса в момент рывка
Подъем по вертикальным (наклонным) и горизонтальным перилам с самостраховкой при помощи схватывающего узла (1 – в свободном состоянии. 2 – затянувшийся в момент срыва).
Страховка при переправе через горную реку: а – крепление страховочных веревок к обвязке лидера; б – положение страхующих при движении лидера; в – действия страхующих при падении лидера; ОС – опорный страхующий; МС – маятниковым страхующий; Л – лидер.
Самостраховка за стальной трос: Т – трос, 3 – зажим типа рефлекс» с прижимной планкой; А – фрикционный амортизатор; СО – страховочная обвязка; К – кассета с запасом страховочной веревки для динамической страховки
Страховка при спусках в пещеру: а – натягиванием рапели; б – подъемом закрепленного конца рапели.

Помимо спец. страховочного снаряжения в арсенал техн. средств, обеспечивающих безопасность горных туристов, входят разл. Приспособления(напр.,«кошки», «крюконоги», айсфифи), используемые как опоры на крутых скальных и ледовых склонах, лавинное снаряжение, устройства для транспортировки пострадавшего (акья, сани-волокуши), средства сигнализации и связи (переносные радиостанции, сигнальные фонари, ракетницы), защитные каски, кислородные дыхательные аппараты, спецодежда, солнцезащитные очки и др.
В спелеотуризме для организации С. используются в основном те же методы и средства, что и в практике горного Т., иногда с незначит. изменениями. Так, при отвесном спуске в пещеру С. спускающегося для предотвращения его падения, напр. из-за потери контроля за спусковым устройством, осуществляется партнером снизу путем натягивания рапели (веревки для спуска) под спускающимся или подъема с креплением ее конца.


Администратор сайта http://ligis.ru
Сергей-Колотов Автор 23.10.2011 / 05:58 / Сообщение 134
Оффлайн
Сообщений: 6473
Награды: 10
Репутация: 207
СТРАХОВКА 4
С. в водном Т. определяется спецификой путешествия на легких судах – байдарках, надувных лодках, катамаранах, плотах. Такие суда при прохождении препятствий из-за неумелого управления, неправильного распределения нагрузки либо вследствие столкновения с др. судном или подводным камнем, мелью могут опрокинуться, и экипаж и снаряжение окажутся в воде. Такие аварии особенно опасны на бурных горных реках и на сев. водоемах – люди могут получить серьезные травмы от ударов о камни, в холодной воде потерять сознание, погибнуть от переохлаждения и асфиксии, а судно и снаряжение затонуть. Поэтому все средства С. в водном Т. предназначены для уменьшения вероятности возникновения кризисных ситуаций, а при аварии – для скорейшего подъема из воды на берег или страхующее судно людей и снаряжения, а затем и аварийного судна. С. во время водного похода организуется в тех случаях, когда нет твердой уверенности в безаварийном прохождении реки, акватории, при наличии по пути движения потенциально опасных участков с высокими крутыми сливами и волнами стоячими, с большими бочками, прижимами и т. п., когда за простым и безопасным препятствием следует сложное и опасное.
Способы С. на воде могут быть активными и пассивными. К активным относятся все способы доставки пострадавшего на берег или на страхующее судно без к.-л. участия в спасат. операции самого пострадавшего: С. судном с воды, взаимная С. и С. «живцом». При С. судном с воды одно из судов группы обносят или проводят за препятствие и ставят в улово или в стоячую воду за камнем либо береговым выступом. После этого начинают движение через препятствие остальные суда флотилии. При аварии к.-л. из этих судов экипаж страхующего судна, стоящего в улове, перехватывает увлекаемых течением туристов и аварийное судно. Наиболее подходящим судном для С. с воды является 4-местный катамаран. Взаимостраховка осуществляется в группе из 2 – 3 судов, идущих с интервалом 20 – 30 м (по длине страховочной веревки}. Первым идет судно с наиболее опытным экипажам, оно выбирает линию движения через препятствие, а другие суда в это время страхуют его. Если идущее первым судно перевернется, то следующие за ним суда удерживают его от ударов о камни или сноса течением и поднимают на борт членов аварийного экипажа. С. «живцом» обычно выполняют с берега 2 чел. Для этого один из страхующих закрепляется на страховочной веревке и осуществляет перехват в воде потерпевших аварию и их судно; другой страхующий обеспечивает подъем их на берег.
Пассивными наз. такие способы С., при к-рых страхующие обеспечивают доставку страховочных средств пострадавшему, к-рый, используя эти средства, сам поднимается на судно или берег. Примером пассивного способа С. является подача с берега спасат. конца (напр., обычным броском, при помощи страховочного кораблика) для подъема из воды экипажа потерпевшего аварию судна. Спасат. концы применяют также для принудит. причаливания неуправляемых судов, в частности плотов, на быстрине. Закрепленный на берегу спасат. конец забрасывается на плот, где его прочно крепят к элементам конструкции плота. Если плот без экипажа, то к спасат. концу привязывают «кошку» для зацепления за брёвна (доски) плота. Удерживаемый спасат. концом плот прибивается течением к берегу, двигаясь подобно маятнику.
В пешеходном и лыжном Т. используются приемы и техн. средства С. из арсенала горных туристов. Так, перильная С. применяется при переправах через реки и овраги, взаимостраховка – при движении через торосы и переходе рек вброд, самостраховка – на мокрых травянистых и заснеженных откосах. Безопасность авто- и мототуристов зависит прежде всего от точного соблюдения ими правил дорожного движения и исправности трансп. средств; важными элементами С. являются ремни безопасности, дополнит. укрепление кузова автомобиля, цепи на колёса, защитный шлем и т. д.
Наибольшая эффективность С. достигается при правильном выборе и умелом использовании техн. средств, четких, доведенных до автоматизма действиях страхующих, физич. и техн. подготовленности всех участников похода, соблюдении строжайшей дисциплины. Владение приемами и техн. средствами С. – обязат. условие для спорт. классификации туристов.
Лит.: Путешествия на гребных судах, М., 1979; Хубер Г., Альпинизм сегодня, пер. с нем., М., 1980; Горный туризм. Снаряжение, техника, тактика, Тал., 1981; Снаряжение туриста-водника, М., 1966.


Администратор сайта http://ligis.ru
Сергей-Колотов Автор 23.10.2011 / 05:58 / Сообщение 135
Оффлайн
Сообщений: 6473
Награды: 10
Репутация: 207
СТРАХВОЧНЫЙ КОРАБЛИК
одно из осн. средств пассивной страховки с берега в водном Т. Предназначен для доставки конца спасат. веревки с берега к судну на реке. Представляет собой сооружение из двух досок дл. 80 – 100 см и шир. 25 – 30 см, параллельно соединенных на расстоянии 30 – 40 см при помощи двух поперечин сечением не менее 5 см2. Поперечины крепятся в 10 – 15 см от концов досок. Страховочная веревка втугую протягивается через отверстия е доске, ближайшей к берегу. Конец веревки, пропущенной через отверстия, обвязывают вокруг нее схватывающим узлом. Доска, обращенная к берегу, оказывается, т. о., на основании веревочного треугольника, от вершины к-рого страховочная веревка тянется к берегу. Нужный угол атаки устанавливается регулировкой длин боковых сторон веревочного треугольника в зависимости от скорости течения. На реке с сильным течением С. к. может вывести спасат. конец на 20 – 25 м от берега.
Лит.: Снаряжение туриста-водника, М., 1986.


Администратор сайта http://ligis.ru
Форум » Школа туриста » Экипировка и снаряжение для походов » Туристическая терменология (Карманный справочник)
Поиск: