Обряд камлания

  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Модератор форума: Таёжник64, gunhild  
Форум » Алтай сакральный » Шаманизм на Алтае » Обряд камлания (Описание обряда алтайских шаманов)
Обряд камлания
Таёжник64 Автор 30.10.2010 / 13:10 / Сообщение 1
Оффлайн
Проверенный
Сообщений: 653
Награды: 8
Репутация: 201

Прочитала на нашем сайте про обряд камлания и скажу честно, еле дочитала до конца материал, т.к. взят он был из интернета и написан тяжело и непонятно для простого читателя. Поэтому захотелось написать про это так, чтобы люди поняли насколько это интересный обряд и таинственный по сути своей. Пишу свои собственные мысли, т.к. касалась с этим обрядом не только по наслышке.
Начну с объяснения, что такое камлание. Камлание – это символическое путешествие шамана в мир духов, во время которого он общается с духами и сверхъестественными силами. Обряд всегда сопровождается пением, ударами в бубен и заклинаниями. Шаман наделён особыми способностями и вся его жизнь связана с совершением определённой работы в мире духов – лечением болезней, вызовом дождя, беседами с умершими. Во время камлания душа шамана покидает тело и путешествует по другим мирам (светлым и тёмным). В своих действиях шаман всегда опирается на природные силы, являясь проводником их, а не преобразователем. Поэтому лечение, проводимое шаманом, связано с приведением в соответствие с природой и духами того, кого он лечит. С шаманской точки зрения, существует лишь две главных причины недомогания: в человеческом организме находится нечто, чему там не место и в организме отсутствует нечто, что должно там находиться (энергия и жизненная сила).
Первый сеанс камлания шаман начинает сидя, в руках у него бубен и колотушка. Поет сначала тихо, с придыханиями, присутствующие отвечают негромкими возгласами. Затем поет все громче, с резкими придыханиями и всхлипываниями, иногда шипением, постепенно приводя себя в состояние транса. Встает, начинает приплясывать, почти не сходя с места, слегка приседая, глаза его все время закрыты. Бьет в бубен все сильнее, особенно громкий звук получается, когда он бьет колотушкой по ребру бубна. В момент наибольшего возбуждения мерно стучит в бубен и почти уже не поет, на лице появляется блаженная улыбка. Ритмичный стук бубна, ритм пения завораживают, гипнотизируют окружающих (и самих духов). Несколько раз он вызывает ударами бубна духов-помощников.
Второй сеанс (после небольшого отдыха) начинается с мерных, ритмичных ударов в бубен, сменяемых быстрыми ударами — шаман вызывает духов. Потом начинает петь, стуча в бубен и приплясывая. Затем снова мерные то затухающие, то все более громкие и частые удары в бубен. Манера пения своеобразная и ритмичная, с придыханиями. Лицо то строгое и важное, то блаженно улыбающееся, глаза закрыты или полузакрыты. Движения мерные, покачивания тела на ногах не сходя с места.
Необходимо, чтобы во время камлания пение не прерывалось ни на минуту. Песня звучит непрерывно, при вздохе шамана ее подхватывает его помощник, а во время больших камланий поют все сидящие вокруг. Пение в процессе камлания реализует связь между людьми и существами потустороннего мира и эта нить не должна обрываться. Вот почему поют всю ночь. Ритм также является очень важным элементом камлания, т.к. он подчиняет духи воле человека. Вот почему ритмичные звуки, издаваемые с помощью голоса или бубна, а так же ритмичное движение занимают такое важное место в камлании.
Базовых ритмов восемь. Эти ритмы согласовываются с восемью чакрами человека. Каждый ритм также имеет свое предназначение и название. Нет смысла их все здесь описывать, вряд ли кто-то станет пытаться их повторить. Перечислю их названия: ритм змеи, оленя, черепахи, быка, цапли, паука, медведя, тигра.
Очень важно и направления движения шамана во время камлания. Обычно он движется по кругу. Есть четыре таких круга: созидающий небесный круг, гармонизирующий небесный круг, созидающий земной круг, гармонизирующий земной круг. Во время движения по любому из данных кругов шаман обязательно придерживается определённого направления. Так например движение по созидающему небесному кругу начинается с юга, продолжается на восток, после на запад и заканчивается в северной стороне. Движения по оставшимся кругам так же строго определены по направлениям света.
Кроме того существуют асты и жертвы духам. Асты – это общее название тех вещей, которые отдаются шаману в уплату за камлание. Часто шаману дают разноцветные ленты, которые он пришивает на шаманское платье. Ленты разных цветов обозначают различные задачи решенные при камланиях. Черная лента дается при излечении шизофрении, изгнании духов, наркомании. Красная лента – лечение различных физических травм. Узелки на ленточках – это победа над противниками. В узелки помещают души побежденных врагов.
Существуют так же базовые движения в тотемическом танце. Они так же подразделяются на отдельные танцы, последовательно идущие друг за другом и имеют каждый своё название: танец ворона, змеи, утки, коня, ястреба.
Важным моментом камлания является создание онгонов. Онгон – это вместилище для духа. Для таких вот вместилищ используются различные деревянные фигурки, тряпичные куклы , а также домашние животные. Онгоны служат оберегом, а также средством передвижения шамана между мирами. Самый распространенный вид онгона – онгон из соленого теста. Он делается так: в миске смешивается соль, мука и масло. Тонкой струйкой в полученную массу вливают воду. Смесь постоянно нужно перемешивать чтобы не образовались комочки. Полученное тесто выкладывают на доску посыпанную мукой и раскатывают до толщины 0,5 см. Из теста вырезают фигурки различных животных. Когда фигурки готовы их разлаживают на смазанном жиром противне и выпекают в духовке при минимальной температуре всю ночь. После просушки онгоны раскрашивают и прикрепляют на кожаную ленточку. Где-то раз в неделю онгон «кормят» обрызгивая его молоком. Следует помнить, что онгон без вселенного в него духа является лишь обычной вещью.
Для снятия всякой скверны и накопленной в человеке «грязи» происходит освящение стихиями. Это занимает несколько дней. День первый – очищение стихией Воздуха, день второй – очищение стихией Воды, день третий – очищение стихией Земли, день четвертый – очищение стихией Огня. Все эти освящения, на мой взгляд очень интересные и зрелищные.
Во время камлания существует большое количество обрядов, всё зависит от цели. Описания каждого из них займёт много времени и места на этих страницах, да и не каждому это интересно, поэтому лишь перечислю несколько, чтобы стало понятно многообразие самого процесса камлания. Вот некоторые их них: ритуал дождя, обряд четырёх сторон света, обряд очищения жилища, освящение обрядового круга, путешествие в Верхний мир, пробуждение бубна, создание Обоо, обряд благодарения духов, обряд приглашения духов, ритуал огня. Каждый по-своему интересен и познавателен. Для примера приведу описание двух из них.

Ритуал Огня

Ритуал следует проводить в лесу, не принимая при этом пищи. Когда стемнеет следует разжечь костер, сесть в позу Орла и сосредоточенно смотреть на огонь. Нужно настроить себя на контакт с Хозяйкой Огня. Она может явиться в образе обнаженной девушки или старухи. В любом случае при установлении контакта вы сможете приобрести надежного защитника на всю жизнь. Начните танцевать, обходя костер по ходу Солнца. Думайте о том, что этот танец вы посвящаете Хозяйке Огня. Делайте волнообразные движения руками и бедрами имитируя языки пламени.
Во время танца очень важно расслабиться. Лучше всего снять потом с себя всю одежду, чтобы еще теснее вступить в контакт с огненной стихией. Можете представить себя огнем и копировать движения языков пламени. Мысленно впустите Огонь внутрь себя, почувствуйте родство с Хозяйкой Огня.
Окончив танцевать покормите Огонь. Брызните на пламя маслом и положите поверх пламени красный лоскуток. При этом проговорите следующее:
Мать Огонь, Хозяйка всех огней.
Прими мое подношение!
Даю тебе его от чистого сердца.
От чистого сердца, подобного пламени.
Пусть в чистом пламени
Сгорят все мои невзгоды и беды!

По окончании обряда поблагодарите Хозяйку Огня.

Обряд Приглашения Духов

Сядьте где-нибудь в тихом месте. Можно для этих целей выбрать лес или поле, но особого значения место не имеет. Возьмите в руки бубен и начните стучать в него. Удары должны быть умеренными, не громкими. Перед тем, как начать очистите себя окуриванием (жгут можевельник, дым трижды должен окутать всё тело). Начинайте обряд с призывания духов-помощников, стараясь собрать их вокруг себя. Усядьтесь поудобнее и начните негромко и неторопливо стучать в бубен. Пусть ваше внимание сосредоточится на стремлении вступить в контакт с духами. Пусть удары бубна вознесут ваши стремления к духам. Вообразите, как вокруг вас собираются духи. Продолжайте бить в бубен, сохраняя ум спокойным и восприимчивым. Знаки присутствия ваших духов могут появиться неожиданно. Это может быть внутренний голос, видения. Возможно, вы увидите нескольких духов, либо получите сведения об их имени или о том, что они желают сделать через вас. Ощутив связь с духами, позвольте им действовать через вас. Общайтесь с ними столько, сколько вам нужно. Если духи захотят показать вам другие миры не отказывайтесь, с ними вы в безопасности. Ваши видения можете записать в дневник.

Как правила в конце камлание шаман иногда пользуется методикой под названием "танец силы", чтобы вывести энергию на поверхность. Отождествляясь с дружественной энергией и подражая движениям живого существа, чьи атрибуты принимает эта энергия, иногда даже копируя животные звуки, шаман обретает внутреннюю гармонию. Танец силы, исполняемый в состоянии обычного осознания, дает шаману возможность прикоснуться к источнику силы, заключенному в измененном состоянии осознания. Иными словами, танцор находится в "сумеречном" состоянии, где встречаются оба измерения. По этой причине глаза его во время танца прищурены, чтобы приобрести "сумеречное" зрение, позволяющее видеть скрытое от физических глаз. Это путь к использованию энергетического потенциала. Танец силы служит средством, позволяющим почувствовать в себе этот потенциал и отождествиться с ним.

Ну вот то немногое, что я смогла вам описать. А если честно, то обряд этот трудно поддаётся описанию, его лучше увидеть самому, соприкаснувшись с сокровенным.

Прикрепления: 8793330.jpeg (70.2 Kb)


Горы зовут тех, чья душа им по росту.
Bob 11.11.2010 / 13:44 / Сообщение 2
Оффлайн
Проверенный
Сообщений: 293
Награды: 3
Репутация: 114
Quote (Таёжник64)
Прочитала на нашем сайте про обряд камлания и скажу честно, еле дочитала до конца материал, т.к. взят он был из интернета и написан тяжело и непонятно для простого читателя.

На видео никто не пробовал снять обряд камлания?


www.чулышман-турист.рф
Таёжник64 Автор 12.11.2010 / 08:39 / Сообщение 3
Оффлайн
Проверенный
Сообщений: 653
Награды: 8
Репутация: 201
Настоящий обряд никто вам снять не разрешит, т.к. не публичное это действо, смысл его совсем в другом и не даром обряды такого рода называют сокровенными. Если посчастливится, то на них можно присутствовать, но для этого вас должны определённым образом допустить. Сейчас очень мног шоу-праздников достаточно грамотно отражающих суть данного процесса, вот там можно снимать сколько угодно, да и шаманы там представлены несколько другие, чем те о которых я вам писала. Настоящий шаман не публичный человек!

Горы зовут тех, чья душа им по росту.
force 12.11.2010 / 09:05 / Сообщение 4
Оффлайн
Проверенный
Сообщений: 252
Награды: 4
Репутация: 70
Quote (Таёжник64)
Настоящий обряд никто вам снять не разрешит,

Обряд таинства...


www.чулышман-турист.рф
странник1779 07.12.2014 / 10:53 / Сообщение 5
Проверенный
Сообщений: 5
Награды: 0
Репутация: 0
я снял обряд огня-но это скорее почитания огню,то есть алкыш по алтайски,типа молитва,в ютубе наз-ся обряды Алтая
Таёжник64 Автор 07.12.2014 / 18:53 / Сообщение 6
Оффлайн
Проверенный
Сообщений: 653
Награды: 8
Репутация: 201
Цитата странник1779 ()
я снял обряд огня

Это всё как раз из разряда шоу-праздников. Всё показано правильно и только... Понимаете, шаман вступает в связь с духами не только со светлыми (от Ульгеня), но и с тёмными (от Эрлика), совокупность этих сил и дает шаману силы для определенных свершений и выполнения поставленных перед ним задач. Светлое и темное идет рука об руку в верованиях и религии алтайцев. Это не плохое и хорошее, это просто устройство мира. У шамана огромная роль в поддержании равновесия между нашим миром и миром духов, в проведении различных обрядов для этого. Поэтому обряды должны происходить достаточно уединенно, потому что присутствие посторонних людей мешает, а порой и вредит. Шаман никогда публично не будет совершать настоящие обряды, он может вам показать, как это делается, но силы такой обряд иметь не будет.

Алкыш - это действительно молитва, но молитва родовым духам шамана (тёсам), которые помогают шаману для свершения его задач. Алкыш произносится конкретно каждому духу индивидуально в момент камлания.

У меня есть конспекты, в которых описаны некоторые обряды, отношение алтайцев к устройству окружающего мира людей и мира духов. Однажды как-то возникло желание опубликовать это на страницах сайта, но я так и не решила для себя - нужно ли это кому-то здесь? Когда-то, давно для себя я решила, что мне это нужно, т.к. я хотела лучше понять суть души алтайцев, их миропонимание. Это было важно, потому, что я действительно порой не понимала с чем имею дело.

Если кому-то всё это интересно - то я готова начать разговор о том, что же такое всё таки шаманизм. Что в нем вымысел, а что реальность...


Горы зовут тех, чья душа им по росту.

Сообщение отредактировал Таёжник64 - Воскресенье, 07.12.2014, 18:57
Anka 08.12.2014 / 14:38 / Сообщение 7
Оффлайн
Проверенный
Сообщений: 74
Награды: 0
Репутация: 5
Цитата Таёжник64 ()
Если кому-то всё это интересно - то я готова начать разговор о том, что же такое всё таки шаманизм. Что в нем вымысел, а что реальность...
конечно интересно, даже очень, услышать, узнать всё из первых рук smile


www.чулышман-турист.рф
Таёжник64 Автор 08.12.2014 / 21:35 / Сообщение 8
Оффлайн
Проверенный
Сообщений: 653
Награды: 8
Репутация: 201
Ну, тогда попробую покороче осветить данную тему. Собиралось всё по крупицам, долгие годы. Мне хотелось лучше понять тех людей, с которыми мы встречались на стоянках, в тайге. А ведь понять суть человека можно лишь узнав во что он верит и почему, ведь вера в духов у алтайцев впитана с молоком матери. Для них это как само собой разумеющееся. Попробую как можно доступнее изложит их миропонимание и может кому-то станут понятнее их поведение и образ жизни.



Итак. Шаманизм – это очень древняя религия, уже невозможно с точностью сказать когда именно она зародилась на Алтае и откуда именно принес её ветер веков. Одно можно сказать точно, что шаманизм с незапамятных времен был религией тюрков, распространяясь вместе с кочевниками на огромные территории
древнего мира. На Алтае до настоящего времени продолжают жить верования среди алтайцев в бога Тенгри, высших и нижних духов Ульгеня и Эрлика, в неизменную помощь шамана во всех их делах и начинаниях от рождения и до смерти. 
Как известно на Алтае в 1904 году возникло новое религиозное движение – бурханизм, проповедником которого явился алтаец Чет Челпанов. Бурханизм представляет собой смесь ламаизма с шаманством без кровавых жертв. Бурханизм более всего имел последователей в Западном Алтае. Чету Челпанову была
поставлена юрта на р.Карлык по пути из Усть-Кана в селение Абай.  Но после ареста Чета Челпанова и всех его близких движение это скоро затихло, а вернее было подавлено. Но ещё долгие годы будет происходить сплочение и противостояние бурханистов. Алтай разрывался на части между верованиями, то там, то здесь вспыхивали стычки между шаманистами и бурханистами. К примеру жители правого берега Катуни сохраняли шаманизм; в районе речек Каспа, Ашиякту, Паткыскень и Косогол бурханизм, а в верховьях рек Белого Ануя, Урсула и Чарыша опять шаманизми т.п. Можно только догадываться, как терзали местное населения эти противоречия.


Горы зовут тех, чья душа им по росту.

Сообщение отредактировал Таёжник64 - Понедельник, 08.12.2014, 21:44
Таёжник64 Автор 08.12.2014 / 21:53 / Сообщение 9
Оффлайн
Проверенный
Сообщений: 653
Награды: 8
Репутация: 201
О духах и божествах.

По представлению алтайцев духи обитают в трех сферах: под землей, на земле и на небе. Духов подземных называют – кёрмёс, духов неба – кудай, духов земли – дярсу или Алтай. Алтайцы подразделяют всех этих духов ещё на две категории: основные (тёс) первоначальные, всегда существовавшие и нечто созданное позднее (нама)т.е духи позднейшие. Чтобы было понятнее, что значит духи позднейшие или в последствии получившиеся, это ничто иное, как души давно умерших шаманов и шаманок. Их опять же две категории – предки по женской линии и предки по мужской линии. Далее духи бывают или чистые (ару) или нечистые, черные (кара). Сообразно этому классификация духов распадается ещё на четыре подвида: ару тёс (чистые первоначальные) и кара тёс (черные первоначальные), ару нама (чистые позднейшие) и кара нама (темные позднейшие или кёрмёс). Как мы видим довольно непростая иерархия и это только начало и если вы ещё не потеряли нить повествования, то идем дальше. 
Теперь о духах ТЁС. Первым в этой категории является чёрный дух (кара тёс) – ЭРЛИК. Эта фигура довольно значимая в религии алтайцев и сейчас вы поймете почему.С именем Эрлика у алтайцев связаны самые тяжелые бедствия, выпадающие на их долю, например эпидемии, болезни, падёж скота и т.п. Эрлик
наводит все эти злосчастия на людей, дабы заставить принести ему жертву и если человек не удовлетворяет желание Эрлика, то тот поражает его смертью. После смерти человека Эрлик берёт душу человека к себе, уводит её в подземный мир, творит над ней там суд и делает своим работником. Иногда Эрлик посылает эту
душу на землю, чтобы она приносила людям зло. Поэтому алтайцы испытывают по отношению к Эрлику болезненный страх, боятся произносить его имя, называя его просто – кара нама. Жертвоприношениями алтайцы стараются, так сказать, выкупить своё благополучие, задобрить Эрлика, но в то же время жертвы приносятся не искренне и непочтительно. Так ему часто приносят животное тощее или даже больное. Шесты, колья и дерево, на котором подвешиваются части жертвенного животного, выбираются дурного
качества, кривые и старые.


Горы зовут тех, чья душа им по росту.

Сообщение отредактировал Таёжник64 - Понедельник, 08.12.2014, 22:00
Таёжник64 Автор 08.12.2014 / 22:04 / Сообщение 10
Оффлайн
Проверенный
Сообщений: 653
Награды: 8
Репутация: 201
Шаманы в своих призываниях называют Эрлика «кайракан», что значит не «царь милостивый», а «царь острый, режущий», т.е. готовый всегда приносить страдания и смерть.



В шаманских призываниях описывается и внешний вид Эрлика. Он рисуется стариком с атлетическим телосложением, глаза и брови у него чёрные, как сажа, борода раздвоенная и спускается до колен. Усы подобно клыкам, закручиваясь закидываются за уши. Челюсти подобны кожемялке, рога подобны корню
дерева, волосы курчавые, развивающиеся на ветру.
 В алтайской мифологии существует и такое описание Эрлика:«…Эрлик, владыка царства мёртвых и Верховный судья в загробном мире. Узнать его можно по бычьей голове и трём глазам, которыми он видит прошлое, настоящее и будущее. У него на шее ожерелье из человеческих черепов, в руках жезл и аркан для ловли душ. Рядом с ним чёрный лысый бык, на котором он ездит. Он редко выходит на поверхность Земли. Иногда он представляется старцем огромного роста с раздвоенной бородой, взлохмаченными волосами и чёрными усами, закинутыми за длинные уши. Никогда нельзя вставать на его пути. Появляется он и тогда, когда должна произойти великая битва, много душ покинут свои тела, а он арканом будет ловить их…».


Горы зовут тех, чья душа им по росту.

Сообщение отредактировал Таёжник64 - Понедельник, 08.12.2014, 22:24
Таёжник64 Автор 08.12.2014 / 22:30 / Сообщение 11
Оффлайн
Проверенный
Сообщений: 653
Награды: 8
Репутация: 201
Эрлик живет в нижнем мире, во дворце из чёрного железа с оградой. Дворец его стоит на слиянии девяти рек в одну, которая течет человеческими слезами. Через эту реку протянут мост из конского волоса. Царство Эрлика населяют бесчисленное множество душ умерших людей. Если бы кто-то вздумал самовольно уйти из его царства, то, ступив на волосяной мост, обрывается и падает в волны реки, которая приносит дерзкого
беглеца обратно к берегам владений Эрлика. На берегу реки живут водяные чудовища, огромные, зелёные, челюсти их подобны большой лодке. Они охраняют его дворец.
 К Эрлику есть дорога, но пролегает она через большие препятствия. Дорога эта называется «пудак». Именно по ней проходят шаманы во время камлания. Они способны проникать во дворец Эрлика и вести с ним переговоры.
Ездит Эрлик на чёрной лодке без весла, либо на чёрном иноходце или лысом чёрном быке. Питается Эрлик красной кровяной пищей, пьёт внутреннюю легочную кровь, пищу и питьё принимает на закате красного вечера. Поэтому именно в такой последовательности ему приносятся жертвы и не раньше, чем закат окрасится багрянцем.
 Изображений Эрлику не делают, в отличие от других духов, но тем не менее у алтайцев Эрлик считается великим Чёрным Тёсом. В аиле камлают ему на левой стороне, у дверей, там где стоит посуда с ополосками.



Дальше на сцене появляются сыновья Эрлика, их у него девять. Очень интересные персонажи. О их роли поговорим в следующий раз, а то и так слишком много информации hello .


Горы зовут тех, чья душа им по росту.

Сообщение отредактировал Таёжник64 - Понедельник, 08.12.2014, 22:37
Чулышман 08.12.2014 / 22:58 / Сообщение 12
Оффлайн
Сообщений: 8825
Награды: 33
Репутация: 860
Таёжник64, так как пишешь ты...готов читать сутками! 
Молодец thumb



Мир скучен для скучных людей.
Таёжник64 Автор 09.12.2014 / 20:28 / Сообщение 13
Оффлайн
Проверенный
Сообщений: 653
Награды: 8
Репутация: 201


Сыновья Эрлика

По одним версиям у Эрлика семь сыновей, по другим девять. Их называют «железноголовые чёрные сыновья». Имена у них у всех собственные, очень сложные в произношении и характеризуют ту или иную особенность своего хозяина.  Шаманы, когда камлают сыновьям Эрлика, помимо имён дают им  ещё и характеристику, например: «Тёс Шингай-Хан, имеющий семь шалашей», «Глотатель жерновов Патыш-Бий»,
«Тимир-Хан, имеющий твердый стан, косу круглой формы» и т.п. Сыновья Эрлика называются его посланниками, потому что они управляют царством духов Эрлика, живущих в подземном мире и на земле. Их управление на земле касается главным образом злых духов. По представлениям алтайцев злые духи рассыпаны по всей земле. Из шаманских молитв видно, что по своим индивидуальным особенностям они
разделяются на обжор, духов смерти, духов тяжелой болезни и т.п. Шаманы их описывают так (перевод с алтайского):
Без глаз – слепые,
Без спины – вывихнутые,
Без бедра – надломленные,
Спинные кости – вывихнутые,
Ребра –кривые,
Суставные кости – вовнутрь сгибающиеся.

Вообще переводить шаманские тексты-импровизации чрезвычайно трудно в силу того, что трудно прежде всего бывает точно, со всей правильностью и последовательностью записать эти шаманские молитвословия. Шаманы читают свои стихи слишком невнятно, потому что, как говорят сами шаманы, ему приходится «повторять только готовое за голосом, говорящим за затылком». Они то растягивают и выкрикивают одни слога, то проглатывают другие. Поэтому эти тексты, на наш взгляд кажутся порой нелепыми, хотя это всего лишь несовершенство перевода.


Горы зовут тех, чья душа им по росту.

Сообщение отредактировал Таёжник64 - Вторник, 09.12.2014, 20:37
Таёжник64 Автор 09.12.2014 / 20:39 / Сообщение 14
Оффлайн
Проверенный
Сообщений: 653
Награды: 8
Репутация: 201
Итак, по рассказам алтайцев злые духи не отличаются дисциплинированностью. Между ними происходят бесконечные раздоры, распри и целые войны. Все они необычайно алчны и прожорливы, говорят, что они способны съедать живого человека. Поэтому когда человек хворает алтайцы говорят: «Злой дух его
ест», а когда умирает: «Злой дух его съел». Злые духи вредны не только для человека, но из-за своей алчности вредны и самому Эрлику, так как пожирая человека, пожирают в сущности его долю.
 Злыми духами являются души умерших людей. Живут целыми полками у аила того рода, к которому при жизни сами принадлежали. Хитрые и назойливые они протискиваются через двери и щели внутрь аила и нападают на человека, стараясь съесть его. Для поддержания порядка между злыми духами и для охраны человека от их произвола Эрлик посылает на землю своих сыновей. Они в качестве грозной стражи охраняют вход в жилище человека от всего злого и худого, за что называются «броня дверей». Они расхаживают вдоль порога то удаляясь, то
приближаясь снова и как только замечают присутствие злого духа в аиле, набрасываются на него и взяв его в свои могучие руки швыряют в огромный кипящий чугунный котел, который находится у пасти ада и который является адом для подземного мира.


Горы зовут тех, чья душа им по росту.

Сообщение отредактировал Таёжник64 - Вторник, 09.12.2014, 20:42
Таёжник64 Автор 09.12.2014 / 20:47 / Сообщение 15
Оффлайн
Проверенный
Сообщений: 653
Награды: 8
Репутация: 201

Нижний мир и его обитатели

У каждого рода есть свой почитаемый сын Эрлика, а то и двое. Я часто задавала вопрос, почему люди молятся тёмным духам? Как могут быть сыновья Эрлика, духи подземного мира, почитаемыми? На что мне был дан ответ, что в лице сыновей Эрлика алтаец видит для себя больших благодетелей, поэтому относится к ним с отменным уважением, но боится их грозного гнева и могущества. Из рассказов шамана видно, что дети Эрлика руководят шаманом во время камлания, при жертвоприношении Эрлику, сопровождают его в подземный мир и ведут переговоры с Эрликом, служа посредниками между шаманом и Эрликом. Деятельность сыновей в царстве Эрлика алтайцы сравнивают с деятельностью современной администрации в районах, т.к. они так же управляют в подземном царстве землями, реками, озёрами, морями с морскими чудовищами.
На переговоры с Эрликом выходят только чёрные шаманы, т.к. белые шаманы молятся светлым духам. Как мы видим роль чёрных шаманов в жизни людей отнюдь не является отрицательной. Она так же направлена на поддержание равновесия и порядка на земле. Чёрный шаман пытается договориться о различных благах для человека, только переговоры ведутся с духами преисподни. У большинства людей сложилось ошибочное представление, что чёрные шаманы насылают различные несчастья и губят людей. Надеюсь теперь вы понимаете, что это абсолютно не так.

Итак мы добрались наконец до дочерей Эрлика. У него их оказывается было тоже девять. Довольно многодетный был этот Эрлик. Но и дочери являются довольно интересными персонажами в алтайской мифологии.


Продолжение следует...


Горы зовут тех, чья душа им по росту.

Сообщение отредактировал Таёжник64 - Вторник, 09.12.2014, 20:58
Форум » Алтай сакральный » Шаманизм на Алтае » Обряд камлания (Описание обряда алтайских шаманов)
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск: